Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9"

Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9"

МЕНЮ

Сведения об образовательной организации

12 08

баннер пожарка

Приказ МБОУ "Центр образования №9" №56-Д от 29.03.2022 Об утверждении локальных документов

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБОУ «Центр образования №9»


 Методический семинар «Сферум как инструмент образовательного процесса при переходе на ФГОС третьего поколения»

4 февраля 2022 года для педагогов нашего центра образования был проведен научно-методический семинар на тему «Сферум как инструмент образовательного процесса при переходе на ФГОС третьего поколения».

Мы стараемся разнообразить формы проведения семинаров, поэтому накануне педагоги участвовали в общероссийском вебинаре по использованию платформы Сферум, который проводили разработчики и методисты данного ресурса, а в день непосредственного нашего семинара учителя «Центра образования №9» были сразу разделены на подгруппы, чтобы обучиться непосредственно практике работы на данной платформе.  

7В первой части семинара Елена Анатольевна Лозянова и Татьяна Николаевна Шкляр рассказали и наглядно показали структуру Сферума. А во второй – учителя самостоятельно из своих кабинетов попробовали поработать на нем. На самом деле, этот ресурс довольно удобный для прямого взаимодействия учителей между собой, учителей с учениками и учеников с учителями. Создание общешкольных и классных чатов дает возможность передавать информацию, обсуждать темы как всем вместе, так в специально организованных группах. Например, можно создать чат «Поездка на Куликово поле» и добавить в нее только тех детей и учителей, которые планируют поехать, и неважно, учатся они в одном классе или в разных. Во время локдауна в 2020г.  учителям было сложно принимать дистанционно работы учеников, т.к. кто-то из них присылал задания в мессенджеры, кто-то  в соцсети, кто-то в СГО, кто-то на личную почту. У учителей кругом шла голова…Теперь можно прикреплять свои работы в сообщения предметникам на 2 официальных сайтах – СГО и Сферум. Кроме того, и учитель может делиться материалами, заданиями или даже ссылками на опросы и тестирования в конкретных чатах и с конкретными учениками или коллегами. Ну, и, конечно, одним из важнейших инструментов является возможность проведения онлайн-уроков и трансляций во время карантина, с болеющими учениками или с детьми, которые находятся на домашнем обучении. Урок на Сферуме, в отличие от привычного всем Zoom, не ограничен во времени и количестве участников, так же,как и Zoom, дает возможность делиться на экране презентацией, документами, окном браузера. Хотя пока на Сферуме и не хватает онлайн-доски, но и это не проблема, потому что можно использовать онлайн-доски и делиться ими с учениками. Мы даже можем проводить трансляции праздников, внеурочных мероприятий или даже совещаний. Так, третьей частью научно-практического семинара стало выступление Татьяны Николаевны Борзых через Сферум. Татьяна Николаевна рассказала о том, какие изменения ждут учителей, учащихся и родителей с переходом на новые стандарты, какая разница между ФГОС 2 и 3 поколения, какие документы и нормативные акты необходимо изучить учителям, и как создавать новые рабочие программы. Татьяна Николаевна также рекомендовала учителям ознакомиться с документами, которые выложила на платформе Сферум, во время дистанционной формы работы на февральских каникулах.

Заместитель директора

Лозянова Е.А.


Методический семинар «Новогодние созвездия»

528 декабря в «Центре образования №9» для педагогов школы состоялся методический семинар «Новогодние созвездия». Форма семинара предполагала, что после общего пленарного заседания на тему «Профилактика негативных проявлений среди учащихся.Профилактика рисков аутодеструктивного поведения подростков» группы учителей познакомятся с опытом лучших педагогов – «звезд» в методике преподавания по следующим тематикам:

  • Развитие читательской грамотности на уроках различной предметной направленности
  • Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности
  • Приемы дифференцированного подхода при работе со слабоуспевающими
  • Современные формы оценивания качества знания обучающихся в условиях ФГОС

Данные направления были выбраны неслучайно, так как именно они вызывают наибольший интерес у учителей и начальной и основной школы, и являются важными не только для молодых, но и для педагогов со стажем.

3    2    1    4

На станции «Развитие читательской грамотности» Наталья Евгеньевна Кочарян и Наталья Викторовна Лебошина рассказали учителям, что формировать читательскую грамотность не только можно, но и нужно на всех предметах. Предложили учителям примеры заданий по математике, биологии, истории и другим предметам; показали, как и какие задания можно создавать на разных образовательных платформах с целью развития читательской грамотности. Учителя сами решали задачи, разгадывали ребусы, обогащая тем самым свою методическую копилку.

Для активизации учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности Оксана Евгеньевна Архипова и Ольга Валентиновна Артемова предложили педагогам пройти квест, состоящий из захватывающих  и одновременно познавательных заданий,которые учителя могут применять в своей урочной и внеурочной работе с обучающимися. Участники станции ощутили себя детьми, погруженными в мир увлекательных заданий, активизирующих к учебе и интеллектуальному развитию.

Работать с успешными детьми – всегда легко и приятно, а что же делать с теми, кто не успевает или не может усвоить учебный материал? Маргарита Михайловна Рубеко и Елена Юрьевна Ященко предложили свой набор инструментов помощи слабоуспевающим ученикам. Дозированная, стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь были рассмотрены на данной станции и теперь станут неотъемлемыми составляющими в работе каждого из учителей, в чьих классах есть дети с проблемами в обучении.

Познакомились педагоги и с современными формами оценивания качества знания обучающихся в условиях ФГОС. Данную площадку организовали для учителей Елена Викторовна Зинченко и Татьяна Ивановна Фильчукова. Современные стандарты и их изменения являются актуальной проблемой обсуждения на протяжении долгих лет, а формирующее и критериальное оценивание деятельности детей, их обученности и развития – это одна из самых сложных тем в работе педагога. На данной площадке учителя имели возможность расширить свои знания по данному вопросу, вооружиться действенными приемами, что поможет им в дальнейшей работе.

Финальным этапов данного семинара стала рефлексия, во время которой педагогам было предложено пройти онлайн-опрос и поделиться впечатлениями о проведенном семинаре.

Заместитель директора

Лозянова Е.А.


Методический семинар «ВСОКО. КЭСы и кодификаторы – инструменты повышения качества образования. Сферум – платформа для образования»

3Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой образовательной организации, как для руководителя, так и для учителя. А само качество образования зависит непосредственно от учителей. Поэтому во время осенних каникул педагоги нашего центра образования были вовлечены процесс обучения – 27 октября 2021 года прошел методический семинар, на котором учителя обсудили две, на первый взгляд разные проблемы - использование КЭСов и заполнение протоколов в СГО и организация и способы использования образовательной платформы Сферум. Но разные они только на первый взгляд, потому что все это направлено на систему оценки качества образования.

Заместитель директора Лозянова Е.А. отметила, что использование модуля «МСОКО» дает возможность контроля качества знаний учащихся уже в процессе обучения, не дожидаясь окончания текущего учебного периода. Все результаты можно отследить через «Отчеты по классам» и «Отчеты по школе», а «Прогноз ОГЭ/ЕГЭ» позволяет видеть прогнозируемые результаты государственной аттестации.

4Учитель начальных классов Рубеко М.М. рассказала, как учитель-предметник выбирает КЭСы (контролируемые элементы содержания), проверяемые в контрольной работе по каждому заданию, из предложенного списка, уровень сложности заданий и максимальное количество баллов. По окончании составления плана контрольной работы формируется протокол, который заполняется на основе конкретных работ учащихся. После этого система обрабатывает данные и формирует отчет «Анализ контрольной работы», в котором отражается успеваемость, характеризуется объективность выставления оценок, процент выполнения каждого задания. Проанализировав данные отчета, можно выявить темы, вызвавшие наибольшие затруднения, а также учащихся, с которыми необходимо провести индивидуальную работу.

Снимок1Учитель математики Матросова В.Г. обратила внимание педагогов на то, что данные в отчете «Результаты контрольных работ» приводятся в итоговой таблице, где отражены все работы этого типа, написанные классом, по всем предметам в одной таблице. Тут очень важным этапом является правильность интерпретации результатов. Ведь у каждого предмета своя специфика, не все учащиеся одинаково хорошо успевают по различным учебным дисциплинам. По этой причине необходимо пристальное внимание обратить на смежные предметы: например, если отметки по математике и физике отличаются незначительно, то значит, созданы оптимальные условия для реализации учеником своих возможностей, а если различия в отметках существенные, требуется внести коррективы в совместную работу с учеником или обратить внимание на работу учителя. Нужно понять, в чем причина невысоких результатов: это может заключаться и в специфике предмета (новые термины, определения, формулы), и в особенностях восприятия учеником материала, и в форме подачи учебного материала учителем.

Снимок2

Вторая часть семинара была практически направленной. Елена Анатольевна подробно рассказала о структуре платформы Сферум, о ее возможностях и основных функциях. После чего педагоги разделились на несколько групп и попробовали сами включиться непосредственно в процесс дистанционной организации урока на платформе Сферум. В процессе работы учителя отметили много положительных сторон новой платформы для образования, но так же были выявлены и некоторые минусы, для решения которых было принято решение связаться со службой поддержки Сферума.

Педагоги нашей школы всегда открыты к изучению нового, актуализации и совершенствованию имеющихся компетенций, а также готовы поделиться своим опытом с коллегами. Именно поэтому мы считаем проведение методических семинаров неотъемлемой частью работы учителя.

Заместитель директора

Лозянова Е.А.


И снова во время каникул, пока учащиеся отдыхают и набираются сил для активного учебного процесса, учителя нашего ЦО обучаются сами. Так 11 февраля 2021 года в МБОУ «Центр образования №9» для педагогов был проведен методический семинар «Инновации: от теории к практике».

7    5    6

Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяет эффективно использовать преимущества инновационных форм обучения.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; технология решения задач; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного обучения; лекционно-семинарско-зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

3    4   1

О своем применении выше перечисленных педагогических технологий рассказали на проведенном семинаре своим коллегам директор ЦО Кулагина Е.А., учитель математики Архипова О.Е., учитель начальных классов Лебошина Н.В., учителя истории и обществознания Сонина Ю.А. и Прокофьева Ю.В. Елена Александровна обратила внимание коллег на необходимость проведения мероприятий, при которых дети погружаются в какую-либо эпоху, изучая одновременно историю, культуру и другие реалии народа или страны, тем самым  повышая мотивацию к изучению нескольких предметов и лучше понимая события, происходившие в тот период. Оксана Евгеньевна рассказала о современных способах визуализации предметных областей и тем, интерактивном участии учащихся на уроках, методах активного познания, мышления, восприятия и активизации мышления.

2

Юлия Александровна поделилась с коллегами своим совместным творчеством с учениками, при котором они создают видеотеку материалов, позволяющих изучать страны и эпохи разных времен и народов. Юлия Викторовна подробно рассказала о применении на уроках истории интеллект-карт, которые способствуют более продуктивному запоминанию материала, изучаемого на занятиях, его активном воспроизведении в последующем. Наталья Викторовна, учитель-инноватор, познакомила педагогов с разработанной ею методикой  применения искусства на уроках русского языка, математики, окружающего мира, активно используя музыку и художественные образы для счета, развития речи и др.

Однозначно, что и многие другие учителя нашего ЦО применяют современные педагогические технологии на своих уроках, чем готовы поделиться с остальными, отсняв фрагменты уроков по данной теме. Материалы  этой работы можно будет в скором времени увидеть в разделе «Методическая копилка».

Заместитель директора

Лозянова Е.А.


Семинар-квест «Активные методы обучения»

(06.11.2020)

170

В условиях пандемии дистанционное образование становится все более и более актуальным как для детей, так и для взрослых. Современный учитель должен не просто владеть ИКТ-технологиями, но и иметь представление об интернет-ресурсах, с помощью которых можно построить результативный урок, активизировав каждого учащегося, уметь использовать различные ресурсы на традиционных и онлайн-уроках.

6 ноября для учителей «Центра образования №9» был проведен онлайн-семинар в формате квеста, в процессе которого педагоги прошли несколько точек роста.

Первая точка активизировала ссылку на сайт ИМЦ г. Новомосковска, где была представлена информация, что 30 октября текущего года учителя нашего ЦО проводили вебинар об активных методах обучения. Информация, которую представляли О.С. ВолгинаМ.М. Рубеко, О.В. Артемова и О.Е. Архипова была достаточно интересная, и учителям, участвовавшим в семинаре-квесте было предложено посмотреть этот вебинар.

Вторая точка роста – это материал, который был создан Патриковой Татьяной Сергеевной, заведующей кафедрой профессионального образования и менеджмента ИПК и ПП ПР ТО. В данной презентации педагоги ЦО могли найти огромное разнообразие активных методов для любой части урока, переложить калькой примеры на свой предмет и получить максимально удовлетворяющий цели урока результат. Методы, представленные в материале, очень разнообразны, многие из них наши учителя уже используют в своей педагогической практике, с некоторыми познакомятся самостоятельно.

 3 точка роста – сервисы Гугл. Для активного их использования пользователю понадобится лишь регистрация (почта gmail, которая, кстати есть у всех, у кого телефон андроид, она обязательна для активации телефона), ну, и, конечно, фантазия, в каком виде деятельности использовать гугл-приложения. Во время дистанта учителя проверяют много фотографий учащихся с выполненными домашними заданиями, тем самым портя себе зрения и теряя много времени. Создав тест или опрос в гугл-форме, появляется возможность  получать автоматически проверенные работы, причем можно увидеть как полную статистику, так и результаты деятельности конкретного ученика. И ребятам намного интереснее заполнять такие тесты, нежели переписывать упражнения в тетрадь. Также во время урока или для самостоятельной работы можно предложить детям заполнить таблицы (например, по истории, географии, биологии и другим предметам) или отредактировать текст онлайн для выявления, например, орфографических навыков по какой-либо теме.

171    172

Следующая, 4 точка роста - это сайт Kahoot, где можно создавать увлекательные онлайн викторины. Для этого лишь необходимо зарегистрироваться на данном сайте. Регистрация простая (особенно, если у пользователя есть почта на гугл-сервисе, но и другая почта подойдет). Создавать викторины можно для любого класса, на любую тему, различной сложности.

1735 точка роста – интерактивная доска Padlet. Именно на ней был создан маршрут квеста для данного онлайн-семинара. Учителя смогли сами увидеть ее преимущества и недостатки, узнать об особенностях работы на данном сервисе. Вариантов для творчества на доске Padlet огромное количество:

  • На доску можно загрузить различные ресурсы (ворд-документы, презентации, ссылки на видео и даже ссылку на другой ресурс, платформу и т.д.)
  • это могут быть выстроенные вами уроки или даже серия уроков (например, изучите теоретический материал® посмотрите видео ® выполните тест ® напишите свое мнение)
  • это могут быть проекты (краткосрочные и долгосрочные)
  • доску можно использовать вместе на уроке через экран и проектор или дать ссылку для самостоятельной работы ученикам

         В конце семинара было принято решение провести обучение работе на каждом из представленных ресурсов малым группам педагогов. Такие воркшопы позволят привлечь заинтересованных лиц и активизировать участие педагогов.

Заместитель директора  Лозянова Е.А.


Методический семинар по теме

«Проблемы дистанционного обучения»

252

22.05.2020 в центре образования был проведен методический онлайн-семинар по проблемам дистанционного обучения. Форма проведения семинара в формате видеоконференции была обусловлена с одной стороны - сложившейся в стране и мире ситуацией с опасностью заражения коронавирусной инфекцией, а с другой – активным использованием интернет-ресурсов для организации образовательного процесса. Целью семинара стало выявление основных трудностей и проблем, с которыми столкнулись участники образовательного процесса при переходе на дистанционный формат обучения.И именно с этой же целью заместителем директора Лозяновой Е.А.был проведен предварительный опрос учителей нашего центра образования, результаты которого обсуждались на онлайн-семинаре.

Было открытием, что 91,3% респондентов пользовались образовательным онлайн-платформами и до обязательного перехода на дистанционную форму обучения, правда, половина из них – постоянно, а половина – периодически. Что некоторые учителя пользуются ими, мы знали и ранее, но приятно удивляет именно их большое количество. Большим спросом пользуются у наших сотрудников платформы РешуГИА и Яндекс.Учебник, чуть меньшим – Учи.ру, Zoom и Российская Электронная Школа. Чаще всего эти интернет-ресурсы использовались для отработки некоторых тем, реже – для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, а также для проведения занятий или домашних заданий.

При переходе на дистанционное обучение пользоваться образовательными онлайн-платформами пришлось всем учителям.Сложности с выбором платформы, где заниматься с детьми, возникла у большинства опрошенных учителей, правда, половина из всех сумели успешно их преодолеть. И хотя до ухода на дистант учителям были предложены более десяти инструментов дистанционного обучения, можно предположить, что сложность состояла именно в поиске, потому что прежде, чем определиться, какая платформа подходит для конкретного учителя, ему приходилось самому попробовать несколько платформ, попытаться в них разобраться, научиться с пользой применять эти инструменты.

253

Стоит отметить, что проведение онлайн-уроков вызывало проблемы у всех учителей в большей или меньшей степени. Как выяснилось, главная причина этого – отсутствие у некоторых обучающихся необходимых технических средств (веб-камеры, гарнитуры или наушников и т.п.), а возможно, и самих компьютеров или ноутбуков.  Кроме того, наличие скоростного интернета также является проблемой, и дети чаще всего выходили в «эфир» через мобильный интернет, что, в свою очередь, так же сказывалось на качестве подключения. Но еще стоит добавить, что чем старше дети, тем чаще они скрываются за аватарками (т.е. ставят картинку вместо включения своего видео), чаще выключают звук во время онлайн-урока. И если мы, учителя, взрослые люди, привыкли искать контакт глазами со своим собеседником, то у подростков это такая психологическая защита (кто-то стесняется своей домашней обстановки, кто-то бегающих рядом младших сестер и братьев или домашних питомцев, кто-то не уверен в своем внешнем виде).

254

Однако в дистанционном обучении есть и свои преимущества. Так, например, опытным путем было выявлено, что для самостоятельного изучения темы наиболее подходят такие интернет-ресурсы, как YouTubeканал, где учитель может записать собственный урок и дать ссылку на него учащимся, а также обратиться за помощью к готовым видеоурокам. Если необходимо провести урок в режиме реального времени, то лучше подойдет Zoom или Skype. Для домашних заданий хорошо подходят Googleсервисы, мессенджеры, СГОи социальные сети, а для проведения тестов и контрольных работ – онлайн-тесты, Google опросы и соцсети.

255

О том, что можно использовать сервисы с автоматической проверкой заданий знают практически все учителя нашей школы, однако только чуть больше половины из них пользуются  этим сервисом. А ведь это значительно уменьшает нагрузку самих учителей, так как не надо проверят присланные фото работ учащихся, система сама проверит и предложит оценку (если, конечно, это не задания с развернутым ответом). Своим опытом по использованию Google-сервисами поделились Архипова О.Е. и Бабич Е.М.

Вынужденный обязательный переход на дистанционное обучение показал, что в нем есть очень много проблем. Но, справедливости ради, стоит отметить, что в нем есть и свои преимущества. Так 60,8% наших учителей планируют продолжать использовать онлайн-платформы (39,1% - для проведения некоторых уроков или самостоятельного изучения темы, 21,7% - для контроля или проверки домашних заданий). На самом деле необходимо просто суметь правильно оценить полученный опыт, чтобы все «плюсы» дистанта использовать и в дальнейшем. Так, например, полученный опыт можно с успехом использовать не только во время карантина, но и отмены занятий в холодное время года (в морозы), с часто болеющими детьми и детьми, находящимися на домашнем обучении, с детьми, которые часто пропускают занятия по уважительным причинам (спортивные сборы и соревнования, выступления и гастроли).

256

В конце семинара учителя ЦО №9 провели рефлексию, во время которой наинтерактивной интернет-доске создали модель идеальной обучающей онлайн платформы, которая, как мы надеемся, действительно появится образовательном интернет-пространстве в ближайшем будущем.

Заместитель директора

Лозянова Е.А.


Цифровая образовательная среда

В современном мире невозможно представить себе человека без определенных ИКТ-умений. Тесная связь с компьютером и Интернетом обеспечивает нам досуг и работу, учебу и влияет на личные интересы. Поэтому, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

30 октября в МБОУ«Центр образования №9»в форме круглого стола состоялся семинардля педагогов «Цифровая образовательная среда». На семинаре выступили Архипова О.Е., Лебошина Н.В., Лозянова Е.А. Педагоги рассказали своим коллегамо том необходимом ИКТ-инструментарии, которым они пользуются, строя образовательный процесс. Наталья Викторовна познакомила с возможностями образовательной платформы «Учи.ру», системе проведения уроков с помощью данной платформы, интересных заданиях для учеников и системе оценивания результатов учащихся. Елена Анатольевна рассказала учителямо других образовательных платформах, таких, как «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», «РЭШ (Российская электронная школа)», где учителя могут конструировать уроки, контролировать выполнение домашних заданий с помощью выше указанных ресурсов, проводить тестирования в интересной для детей форме. Оксана Евгеньевна познакомила с возможностями учета контролируемых элементов содержания в протоколах контрольных работ на сервере и удобной формой анализа результатов диагностических работ. Учителя горячо обсуждали плюсы и минусы используемых ими в работе образовательных Интернет-ресурсов, делились опытом работы с тем или иным сайтом, платформой, онлайн-тренажером.

31 октября в Москве проходила всероссийская конференция «Урок Цифры для учителей России».

На ней выступали:

М.А. Акимов, Заместитель Председателя Правительства РФ
О.Ю. Васильева, Министр просвещения РФ
К.Ю. Носков, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения РФ
А также руководители ИТ-компаний – партнеров «Урока Цифры»:

Е.И. Бунина, генеральный директор ООО «Яндекс»
Б.О Добродеев, генеральный директор Mail.ruGroup,
Г.О. Греф, Президент, Председатель правления ПАО «Сбербанк»
Б.Г. Нуралиев, директор фирмы «1С»
А.М. Шингарев, вице-президент «Лаборатории Касперского» по связям с государственными органами

112   113   114

Основными вопросами, обсуждаемыми на конференции стали: как мотивировать школьников развивать компетенции цифровой экономики и какова роль учителя в формировании траекторий развития детей в сфере цифровых технологии? Кроме того, участники конференции (в том числе и заместитель директора МБОУ «Центр образования №9» Лозянова Е.А.) смогли принять участие в мастер-классах:

Профессии в области больших данных;
Безопасность в интернете (Лаборатория Касперского);
Искусственный интеллект в образовании (Сбербанк);
Как социальная сеть ВКонтакте может помочь школам в обучении (ВКонтакте);
Персональные помощники: создание навыка для «Алисы» за 40 минут;
Новая информатика в школе: чему и как учить (Кодвардс);
Проектируем успешный урок информатики: 5 компонентов (Алгоритмика);
Сети и облачные технологии (1С).
Данная конференция дала начало всероссийскому образовательному проекту Урок Цифры-2019, в котором будут принимать участие и наши учащиеся!

Лозянова Е.А.,

заместитель директора


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

 

Методический семинар

«Организация проектной деятельности»

21 февраля для учителей МБОУ «Центр образования №9» был проведен научно-методический семинар по проблеме организации проектной деятельности.

272    273

Под проектомпонимают форму исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение в виде презентации.

Существует несколько классификаций учебных проектов:

  • по продолжительности (краткосрочный – 1 урок, среднесрочный – 3-4 месяца, долгосрочный – от года до 3, иногда 5);
  • по типу деятельности (исследовательский, практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой);
  • по содержанию (предметный или монопроект, межпредметный, социальный);
  • по характеру взаимодействия участников (индивидуальный, групповой, внутриклассный, общешкольный, международный…).

Любой проект подразумевает постановку цели и задач исследования, определение актуальности проблемы, постановку гипотезы и ее подтверждение или опровержение.

В современной школе существует несколько вариантов проектов, которые выполняют учащиеся в обязательном порядке или по желанию: творческие проекты по предмету, социальные проекты, участие в конференции «Потенциал».  ФГОС диктует нам новые условия, при которых каждый выпускник 9 класса должен в конце учебного года защитить Индивидуальный Итоговый Проект (ИИП).

В процессе проведения семинара учителя разгадывали ребусы, выполняли задания на соотнесение терминов и понятий проектной деятельности, разрабатывали различные проекты по этапам, применяли имеющиеся знания практически, работали с локальными документами (положениями). 

Рефлексией данного семинара станет продукт – подготовка учащихся к выступлению на научно-практической конференции «Потенциал» и защите ИИП, а также проекты как результат урочной и внеурочной деятельности, творческие проекты, общешкольные социальные проекты.

Заместитель директора

Лозянова Е.А.


Методический семинар 

«Эффективные методы и приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательной деятельности»

В текущем учебном году администрацией МБОУ «Центр образования №9» было принято решение модернизировать методические семинары в нашей школе. Теперь они состоят из нескольких блоков и имеют своей целью не только теоретическое ознакомление, но и практическое применение изученных проблем.

англ     лит.чтение

1 блок – теоретический экскурс. Этот семинар обычно ставит какую-то методическую проблему и подразумевает изучение основных понятий, тезисов, направлений работы внутри нее. Проводится такой семинар обычно директором, его заместителями, психологом и компетентными в данной области педагогами.

матем     физкул

2 блок – практическое изучение проблемы. На данном этапе педагоги разделяются на творческие или проблемные группы, выявляют технологии, методики и приемы, наиболее приемлемые для решения данной проблемы, ищут пути ее решения.

3 блок – обмен педагогическим опытом. Этот этап подразумевает проведение мастер-классов, открытых уроков, на которых педагоги делятся своими наработками в сфере изученной проблемы.

Следует подчеркнуть, что при прохождении всех блоков каждый педагог принимает непосредственной участие, соответственно, интерактивное  погружение в проблему позволяет участвовать в ее решении индивидуально и всем коллективом одновременно, что, в свою очередь, дает высокие результаты в деятельности педагога после проведения серии семинаров.

Теоретическое занятие по проблеме «Эффективные методы и приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательной деятельности» состоялось на осенних каникулах. На нем выступила заместитель директора Лозянова Е.А., которая напомнила педагогам об основных приемах повышения мотивации по ФГОС, а также педагог-психолог Дядищева Ю.В., которая дала рекомендации по работе с учащимися, имеющими разный уровень сформированности учебной мотивации.

7 декабря состоялись мастер-классы по теме данного методического семинара. На представленных открытых уроках учились не только дети, но и педагоги. Своим опытом делились учителя: математики – Архипова О.Е., начальных классов – Кораблина С.В., английского языка – Бабич Е.М. и физической культуры – Воробьева Г.В. На своих уроках эти педагоги использовали всю палитру методических приемов, целью которых являлось повышение мотивации учащихся в процессе обучения: связь с реальной жизнью,  мотивирующее оценивание, использование обучающей интеграции, выполнение творческих заданий, побуждение к поиску альтернативных решений, использование метода «мозгового штурма» и многое другое. Для детей эти открытые уроки запомнились как особенно яркие и эмоциональные, а каждый педагог обогатил свой методический багаж.

Заместитель директора

Лозянова Е.А.


Уважаемые коллеги!

Уже скоро начинаются летние каникулы, в ходе которых многие педагоги будут проходить аттестацию, курсы повышения классификации и т.д. Мы предлагаем Вам использовать освободившиеся время для собственного развития и уже сейчас пройти тесты, которые используются для квалификационных испытаний, и определить уровень своих знаний по следующим темам:

  1. Знание законов и нормативных правовых актов различного уровня в сфере образования;
  2. Знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания;
  3. Знание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  4. Знание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО);
  5. Знание основ компьютерной грамотности.

По итогам прохождения каждого теста его участникам будет представлен список с правильными и неправильными ответами, которые позволят определить свои слабые и сильные сферы знаний, и бесплатный электронный диплом о успешном прохождении теста.

Тестирование организовано на сайте Экспертного совета www.Единыйурок.рф (раздел "Сообщество", категория "Компьютерное тестирование").

Надеемся, что данные тесты полезны для учителей (педагогов) и сотрудников администраций образовательных учреждений будут полезны и будут способствовать их профессиональному росту.

 

Реализация требований ФГОС на уроках

26 апреля состоялся очередной семинар "Системно-деятельностный подход  к обучению и воспитанию в условиях внедрения ФГОС".

При подготовке к мероприятию  учителям было предложено поделиться опытом наработок с помощью видеофрагментов,  иллюстрирующих различные приемы и методики современного урока.

448    449

450    451

Учитель математики О.Е. Архипова показала, как она организует  одну из форм  диагностирования изученного материала- само- и взаимопроверку домашнего задания.

452

С большим интересом учителя познакомились с приемом на уроке истории (молодой учитель  Ю.А. Сонина) –"двойной дневник", который  мотивирует  учащихся на  изучение нового материала.

Учителя начальных классов С.В. Кораблина, Н.В. Лебошина, М.М. Рубеко, О.С. Волгина продемонстрировали приемы  целеполагания: использование слов- помощников, опорных слов, деформированного текста, развивающего метода "кроссенс", "отсроченного опроса".

О.В. Артемова, учитель биологии и химии, предложила участникам семинара выполнить исследовательский проект "Химический состав клетки", в результате которого оформить выводы по наблюдаемым действиям.

Ю.В. Прокофьева показала, как на уроке обществознания организуется групповая работа с использованием местного материала: оперируя  статистическими данными, ученики высчитывали уровень безработицы в Тульской области и в Новомосковске. На основе полученных данных определяли вид безработицы и выявляли причины ее возникновения.

Учитель английского языка Е.А. Лозянова показала, как она работает над одним из самых трудных для учащихся видов деятельности  – говорением.

Участники семинара дали высокую оценку выступлениям коллег и изъявили желание продолжить обмен опытом и в будущем году.

Руководитель ШМО учителей русского языка

и литературы  Н.С. Венглинская

Методический семинар

22 февраля 2017 года состоялось второе занятие в рамках методического семинара "Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС» - "Целеполагание учителя при подготовке к уроку".  Учителя обучались грамотно формулировать цели, задачи современного урока, планировать его результаты и определять формы проверки знаний в соответствии с поставленными целями.

287    288

Педагогам были предложены практические задания по проблеме семинара. В заключение занятия состоялся обмен мнениями по результатам работы в группах. Учителя получили домашнее задание: подготовить видеофрагмент своего урока  в соответствии с требованиями ФГОС.

Руководитель ШМО

учителей русского языка и литературы Венглинская Н.С.

 

Каков он - выпускник современной школы? Каким должен быть современный учитель? Что такое современный урок?

242Каков он -  выпускник современной школы?  Какие личностные качества ему присущи? Какими умениями и навыками он должен обладать?

Ответы на эти вопросы содержатся в документе, над реализацией которого работают сегодня российские педагоги. Введение ФГОС - это вызов времени. К современным  ученикам с их менталитетом уже не применить старые, традиционные методы преподавания. Сегодня идет основательная перезагрузка содержания отечественного образования. И, чтобы соответствовать новым требованиям, педагоги обязаны постоянно совершенствовать систему преподавания. На смену традиционному обучению  приходит компетентностный.

243"Формирование метапредметных компетенций на современном уроке"- такова тема методического семинара, проведенного 1 февраля для педагогов Центра образования. В нынешнее время школа должна давать не только прочные знания, но и сформировать  у своих учеников целую систему надпредметных компетенций-универсальных учебных действий, которые помогут учащимся использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

244На семинаре отрабатывалась методика работы по привитию  умений и навыков, которые позволят учащемуся ориентироваться в информационных потоках, саморазвиваться, общаться с людьми, работать в команде. Кстати, педагоги работали в деятельностном режиме: разбившись на группы, под руководством модераторов искали ответы на поставленные вопросы. Ведь знания, закрепленные на практике, приобретают высокие качественные характеристики, именуемые ныне компетенциями.

Проведенный семинар - первый в системе запланированных мероприятий по практическому освоению педагогами методики преподавания ФГОС.

Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы Венглинская Н.С.

План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в МБОУ "Центр образования №9" с октября 2016 по 31 декабря 2019 года

 

Уважаемые коллеги!

По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 23 декабря 2015 г., Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.

В целях содействия реализации указанной задачи Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования были подготовлены рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей, направленные в региональные (межрегиональные) организации письмом от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08 .

В целях оказания помощи в реализации мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей, изложенных в указанных Рекомендациях, Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России совместно со специалистами Общероссийского Профсоюза образования подготовлены дополнительные разъяснения, направленные в адрес председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза письмом ЦС Профсоюза от 7 июля 2016 г. № 323).

В связи с вышеизложенным, направляем Вам оба документа для ознакомления и последующего размещения их на сайте Вашей образовательной организации. Также просим обсудить их с председателем первичной профсоюзной организации.

Председатель ГК Профсоюза

                                                            Ю.А. Конобеева

Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей

Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей

ФГОС – в надежных руках

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Что  для учителя сегодня современный урок?

265Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования  "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к  самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию".

Этой актуальной теме и был посвящён семинар педагогических работников, который состоялся 9 октября. В настоящее время продолжается работа учителей МБОУ «Центр образования № 9»  по реализации ФГОС в основной школе. Введение стандартов второго поколения – требование современной жизни. Это уже не раз обсуждалось во всевозможных инстанциях, на всех уровнях. Но до сих пор у многих участников образовательного процесса возникает много вопросов по данной проблеме.

Педагогам были предложены как теоретические аспекты представленных на рассмотрение проблем, так и их практическое воплощение в образовательном процессе. Семинар был направлен на получение педагогами информации о формировании универсальных учебных действий у детей.

Начало семинару положила Артёмова О.В., учитель биологии, которая рассказала, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

266

Учитель информатики и ИКТ Шкляр Т.Н. отметила, что важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.

Терещенко Г.В., учитель русского языка и литературы, рассказала о личностных УУД, которые, по ее мнению, позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Учитель математики Тараскина Л.А. заострила внимание педагогов на познавательных УУД, которые обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, и поделилась приемами и методиками для их развития.

О коммуникативных УУД рассказала Фильчукова Т.И., учитель русского языка и литературы, которая сделала акцент на том, что коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

После того, как учителя прослушали теоретический аспект формирования УУД, руководитель ШМО учителей гуманитарных дисциплин Лозянова Е.А. предложила коллегам применить свои знания на практике – определить группу УУД при составлении конспектов и технологических карт урока. Результаты данного этапа работы показали, что материал был усвоен хорошо для дальнейшего применения его в работе с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.

267Так же выступавшие поделились с коллегами собственными наработками по заданным темам, показали, как формируют универсальные учебные действия на уроках и вне их, как совместно с учениками работают над индивидуальными образовательными проектами. На семинаре были  использованы групповые формы работы с педагогами, представлены рекомендации по формированию УУД.

В заключение был проведен «круглый стол», на котором участники семинара поделились своими впечатлениями. Наше обсуждение получилось очень плодотворным и закончилось пожеланиями встречаться и обмениваться опытом чаще. А заместитель директора Борзых Т.Н. подвела итоги семинара, поблагодарив за проведенную работу и сказав, что уверена – «ФГОС – в надежных руках».

Педагогический коллектив МБОУ «Центр образования №9»  несколько лет работает над внедрением новых ФГОС и всегда готов поделиться своими наработками с коллегами, проводя семинары и конференции.

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет

Семинар директоров школ города

В 2014-2015 учебном году наша школа стала в очередной раз городским ресурсным центром по повышению квалификации педагогических работников.

Buklet01    Buklet002

19 ноября состоялся семинар директоров школ города.

Приказ МО РФ "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

 

Делимся своим педагогическим опытом с коллегами

DSC 0481    buklet 

22 января в рамках ресурсного центра в школе прошел семинар-практикум для учителей города и района по проблеме «Использование ИКТ-технологий и ЭОР в образовательном процессе»

Все участники семинара дали высокую оценку работе методических площадок: в школе созданы оптимальные условия для качественного обучения, подготовки к ЕГЭ и ГИА.

DSC 0472 DSC 0486

За большую подготовку и проведение на высоком научно-методическом уровне городского семинара-практикума объявляется благодарность следующим педагогам:

  • Борзых Т.Н.
  • Кочарян Н.Е.
  • Зинченко Е.В.
  • Шкляр Т.Н.
  • Щербининой Н.В.
  • Архиповой О.Е.
  • Суриковой Н.В.
  • Ященко Е.Ю.
  • Волгиной О.С.
  • Дядищевой Ю.В.
  • Шулковской Е.Д.

DSC 0510   

Семинар-практикум

В ноябре в нашей школе прошёл I семинар-практикум "Современные образовательные технологии в условиях перехода на ФГОС второго поколения" в рамках городского ресурсного центра.

sem 1    sem 2

26 заместителей директоров по УВР приняли участие в работе этого семинара. Они пополнили свой научно-методический багаж знаниями о современных педагогических технологиях, которые необходимо использовать при введении новых образовательных стандартов.

sem zam 1  sem zam 2

 

 Составление рабочих программ

Уважаемые коллеги! В сентябре я прошла курсы по составлению рабочих программ ОУ. Курсовую подготовку вела методист информационно – методического центра Захарова Ольга Юрьевна (каб. 11, конт. тел. 7–54 –49). Предлагаю вам материал, который поможет составить рабочую программу по предмету. Если возникнут проблемы по составлению рабочих программ, с удовольствием вам помогу, обращайтесь.

Принципы создания рабочей программы

Рабочая программа по предмету или курсу является частью образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому в начале работы по написанию рабочей программы вам необходимо ознакомиться с образовательной программой вашего учреждения.

Образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Согласно п. 6 статьи 9 и п. 1 статьи 7 Закона «Об образовании РФ» каждая основная общеобразовательная программа имеет обязательный минимум содержания, включающим в себя федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Итак, основная общеобразовательная программа начального общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, а основного и среднего общего образования обеспечивает реализацию стандарта 2004 года с учетом региональных особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя:

- учебный план

- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин

- другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

- перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

Первое, что вас должно интересовать в образовательной программе – учебный план.

В учебных планах закрепляется содержание образовательной программы с разбивкой по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения.

В учебном плане образовательного учреждения вы находите информацию о количестве часов, выделяемых для изучения вашего предмета.

Дальше вы обращаетесь к примерной программе по вашему предмету.

В письме Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 года № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» говорится, что

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Примерная программа – это общий контур, которого нужно придерживаться.

Примерные программы по учебным курсам являются основной базой для разработки авторских программ учебных курсов (предметов). Авторские программы составляются авторами учебников, и отличаются большей конкретностью, приближенностью к предмету, и являются основополагающими.

Поэтому вы находите авторскую программу, которая соответствует примерной программе, учебнику, уровню подготовки обучающихся, количеству часов в неделю по предмету.

Авторские программы могут не полностью совпадать с примерными программами: возможно незначительное расширение или сужение содержания материала в соответствии с Базисным учебным планом.

НО

Авторские программы не учитывают особенности (специфику) каждого образовательного учреждения: статус образовательного учреждения, цели, задачи, направления деятельности, контингент учащихся и т.д.

Специфику образовательного учреждения учитывают только рабочие программы учебных курсов (предметов).

Как только вы подобрали авторскую программу, то должны вспомнить, что рабочая программа в любом случае должна отражать обязательный минимум содержания образования по дисциплине.

Поэтому следующий этап вашей работы заключается в проверке: Выполняет ли авторская программа образовательный стандарт по предмету?

Т.к. в соответствии с п.8 ст.7 закона «Об образовании» основой объективной оценки уровня выпускников независимо от форм получения образования являются государственные образовательные стандарты, то образовательное учреждение обязано обеспечивать учащимся обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

При этом содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.

Следующий документ, который вам понадобится при написании рабочей программы, – Положение о рабочих программах в вашем ОУ.

С этим документом вы знакомитесь до того, как начнете непосредственную работу по написанию рабочей программы.

В нем содержится информация о структуре рабочей программы и требования к ее оформлению.

Теперь, когда вы знаете количество часов, отведенных на изучение предмета, выбрали авторскую программу или взяли за основу примерную, изучили структуру и требования к оформлению рабочей программы в вашем ОУ, начинаем писать рабочую программу.

Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая программа составляется на ступень образования.

Рабочая программа может включать в себя следующие структурные элементы:

  • титульный лист,
  • пояснительная записка,
  • тематический план,
  • содержание учебного предмета,
  • перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ,
  • требования к уровню подготовки учащихся,
  • критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний,
  • список литературы для обучающих и педагогов.

По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе может прикладываться календарно-тематическое планирование.

Итак, Титульный лист.

На титульном листе рабочей программы должна содержаться следующая информация:

а) Визы согласования, рассмотрения (не менее 2-х)

б) Гриф утверждения (директор)

более подробно мы об этом поговорим, когда будем рассматривать процедуру утверждения рабочей программы

в) наименование учреждения

г) название документа

д) название предмета

е) класс

ж) ФИО учителя

з) учебный год

и) город

(Необходимость размещения другой информации на титульном листе и его оформление можно посмотреть в Положении о рабочих программах)

Следующий раздел в рабочей программе – «Пояснительная записка».

Пояснительная записка отражает специфику и особенности ее реализации в данном образовательном учреждении, описанием учебно-методического обеспечения и оборудования.

Вначале обязательно пишем, что рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта по предмету…, примерной программы по предмету …, авторской программы …

Если есть учебник, но нет авторской программы, то рабочая программа составляется на основе примерной программы.

В пояснительной записке акцент должен быть сделан на обоснование целесообразности разработки рабочей программы, соответствие данной программы целевому ориентиру образовательного учреждения.

Кроме того должна быть отражена ресурсная база (материально-техническое обеспечение, дидактическое и др.)

В пояснительной записке должны быть:

- цели и задачи курса,

- обоснование предлагаемого содержания и объема курса,

- указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану,

- формы контроля (текущий, тематический и итоговый) и возможные варианты его проведения (контрольная работа, проект, тестирование, зачет).

Если вам из школьного компонента добавили количество учебных часов на изучение предмета, то в пояснительной записке обязательно нужно описать, изучение каких тем у вас при этом расширяется или какие темы вы включили в курс за счет этих часов.

Теперь вы составляете учебно-тематический план.

Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется, как правило, в виде таблицы.

Итак, приступаем к написанию содержания курса и календарно-тематического планирования.

Вы уже определили для себя: какой учебник будете использовать, примерную или авторскую программу вы берете за основу, количество часов на изучение каждой темы предмета…

Содержание курса и календарно-тематическое планирование можно составлять как отдельно, так и параллельно.

Вы берете, например, содержание предмета и календарно-тематическое планирование из авторской программы за основу.

Значит, берем стандарт и авторскую программу и сверяем содержание образования. Если вы обнаруживаете тему стандарта, которой нет в авторской программе, то вы вписываете ее в наиболее подходящий раздел и в содержании образования и календарно-тематическом планировании.

Как только вы убедились, что Федеральный стандарт общего образования (компонент или ФГОС второго поколения) вами при этом выполняется, просмотрите свою рабочую программу. Все ли темы и разделы вы можете осуществить именно в таком варианте?

Если вы обнаружили раздел или тему, которые не сможете осуществить из-за отсутствия материально-технического обеспечения или в силу каких-либо других причин. Корректируете или изменяйте эти темы.

Например, в курсе информатики как правило идет замена одного языка программирования на другой.

Изменили что-то в календарно-тематическом планировании и содержании образования. Что дальше?

  1. Корректируем количество часов, отведенных на изучение раздела в содержании образования, учебно-тематическом плане.
  2. Вернитесь к пояснительной записке. Опишите и обоснуйте изменения, которые вы сделали.

У вас есть содержание курса и календарно-тематическое планирование.

Теперь мы можем написать требования к уровню подготовки выпускников.

Этот элемент является обязательным для любой программы и включает в себя:

  1. Что должен знать и понимать учащийся в результате прохождения данной программы;
  2. Что должен воспроизводить;
  3. Что должен уметь. Помимо конкретных предметных умений также закладываются еще и требования к общеучебным умениям.
  4. Применение знаний в практической деятельности, а также связи с другими предметами.

Где взять информацию к написанию этого раздела?

  1. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта.
  2. Примерные программы по предмету.
  3. Авторские программы по предмету.

Итак, мы с вами постепенно продвигаемся к окончанию работы по составлению рабочей программы. Нам осталось составить список литературы.

Можно разделить список литературы на две подгруппы: УМК учителя и УМК ученика.

Элементы описания при этом должны производиться в алфавитном порядке авторов и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. (Правила описания есть на сайте МКОУДО «ИМЦ») на экране.

Если согласно Положению о рабочих программах вашего образовательного учреждения календарно-тематическое планирование не входит в состав рабочей программы, то…

Согласно рекомендации по оформлению и составлению календарно-тематического планирования учителя-предметника (приложение к письму комитета по образованию и науке администрации МО г. Новомосковск от 30.03.2009 г. № 628-ип/18-06-Н)

Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (минимума содержания образования).

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

  1. Определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
  2. Определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
  3. Формирование рациональной системы работы по вооружению учащихся системой знаний, умений и навыков по предмету.

Степень разработанности календарно-тематического плана является критерием профессионализма учителя.

Структура:

Титульный лист

  1. Название документа
  2. Название предмета
  3. Класс
  4. Годовое количество часов
  5. Количество часов в неделю
  6. Плановое количество контрольных, практических, лабораторных работ
  7. Учебный год
  8. ФИО учителя
  9. Наименование образовательного учреждения
  1. «Рассмотрен на заседании МО учителей _____, протокол № ___ от ____ 201_ года»
  2. Отметка о согласовании, отметка об утверждении.
  3. Вводная часть
  1. Тема
  2. Цель изучения учебного курса
  3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)
  4. Образовательные технологии
  5. Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

 .
 .

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса либо требования к уровню подготовки выпускников по данному курсу.

Данный раздел должен содержать перечисление основных умений и навыков, на формирование которых направлено изучение данного учебного курса либо требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному курсу. Содержание раздела не должно противоречить нормативным документам Федерального агентства по образованию.

Собственно тематическое планирование учебного предмета.

  • № урока,
  • дата проведения урока,
  • содержание (тема урока),
  • примечание.

Содержание:

  1. Общее название темы
  2. Количество часов, отведенных на изучение данной темы
  3. Название темы каждого урока или содержание учебного материала
  4. Контроль по завершении изучения данной темы
  5. Названия практических, лабораторных, творческих работ.

Уже нельзя говорить о рабочей программе только в рамках федерального компонента образовательного стандарта… Уже второй год (а для пилотных образовательных учреждений – третий) действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Поэтому я считаю необходимым рассказать об особенностях рабочей программы по ФГОС второго поколения.

В п.19.5 ФГОС НОО говорится о программах отдельных учебных предметов, курсов, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются  на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1)         пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)         общую характеристику учебного предмета, курса;

3)         описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)         описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5)         личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6)         содержание учебного предмета, курса;

7)         тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)         описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Теперь начинается процедура утверждения.

Процедура утверждения описана в письме департамента образования Тульской области от 13.11.2003 года.

В соответствии со ст. 14 и 32 закона «Об образовании» разработка и утверждение:

- образовательных программ

- компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования

- рабочих программ учебных курсов, дисциплин

относятся к компетенции образовательного учреждения.

Процедура утверждения:

1. Рассматривается на заседании  школьного  методического объединения учителей-предметников. (На титульном листе рабочей программы делается надпись: «Рассмотрено на заседании школьного методического объединения», № протокола, дата рассмотрения, подпись руководителя ШМО».)

К программе также прикладывается рецензия (внутренняя), подписываемая руководителем ШМО и членами экспертной группы.

  1. Анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (УВР) на предмет соответствия представленной программы количеству часов в учебном плане ОУ.(На титульном листе рабочей программы делается надпись:«СОГЛАСОВАНО»  дата, подпись зам. директора по УВР)
  2. Принимается на научно-методическом совете ОУ или на педагогическом совете. Отмечается в протоколе.
  3. Утверждается директором ОУ.

На титульном листе рабочей программы в правом верхнем углу делается надпись:

«УТВЕРЖДАЮ», дата, подпись, печать ОУ

  • o Издается приказ директора образовательного учреждения об утверждении рабочих программ по учебным дисциплинам.
  • o Все указанные выше процедуры утверждения рабочих  программ должны быть проведены до начала учебного года (до 1-го сентября)

Итак, подведем итог.

Я вам рассказала о принципах создания рабочих программ.

Во-первых, вы смотрите в образовательной программе вашего ОУ  учебный план.

Во-вторых, используете примерную программу или подбираете авторскую программу.

В-третьих, отслеживаете выполнение стандарта. Контролируете выполнение минимума содержания образования в содержании курса и календарно-тематическом планировании.

В-четвертых, используя Положение о рабочей программе в вашем ОУ, начинаете создавать рабочую программу по предмету.

В-пятых, описываете все изменения в содержании курса, специфику, особенности реализации курса в пояснительной записке.

В-шестых, составляете учебно-тематический план, содержание образования, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, список литературы.

В-седьмых, утверждаете рабочую программу в ОУ.

Практикум

Аудит рабочей программы

Материалы:

  1. Авторская программа;
  2. Рабочая программа;
  3. Образовательный стандарт с Федеральным базисным учебным планом;
  4. Чистый лист А4.

Теперь мы переходим к практикуму «Аудит рабочей программы».

Вы должны разделиться на 10 групп. Каждой группе я раздаю: авторскую программу, рабочую программу по информатике (извините, у вас предметы разные), образовательный стандарт и федеральный базисный учебный план (прикреплен к стандарту).

В течение получаса вы просматриваете рабочую программу. Все ошибки, которые вы находите, фиксируете на листе.

30 минут

Теперь я прошу от каждой группы назвать по одной ошибке, которые вы нашли, и страницу, где она находится. Повторяться нельзя.

30 минут

Озвучивание и обсуждение ошибок.

Итог

Теперь вы знаете не только требования к созданию рабочей программы, но и типичные ошибки, которые  допускаются при ее разработке.

Диагностические анкеты

Вопросник

Я приглашаю вас пройти к методистам, курирующим ваши направления, чтобы услышать информацию, которая касается специфики создания рабочих программ вашего предмета.

Нормативные документы

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования
  5. Письмо департамента образования Тульской области от 13.11.2003 года
  6. Письмо комитета по образованию и науке МО г. Новомосковск от 30.03.2009 г. № 628-ип/18-06-Н

Архипова О.Е.,

руководитель ШМОучителей естественно-научных дисциплин

© 2022. Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9".