ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9"

Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9"

МЕНЮ

Счетчик посещений

Сейчас 26 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

navig

Уважаемые коллеги!

Уже скоро начинаются летние каникулы, в ходе которых многие педагоги будут проходить аттестацию, курсы повышения классификации и т.д. Мы предлагаем Вам использовать освободившиеся время для собственного развития и уже сейчас пройти тесты, которые используются для квалификационных испытаний, и определить уровень своих знаний по следующим темам:

  1. Знание законов и нормативных правовых актов различного уровня в сфере образования;
  2. Знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания;
  3. Знание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  4. Знание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО);
  5. Знание основ компьютерной грамотности.

По итогам прохождения каждого теста его участникам будет представлен список с правильными и неправильными ответами, которые позволят определить свои слабые и сильные сферы знаний, и бесплатный электронный диплом о успешном прохождении теста.

Тестирование организовано на сайте Экспертного совета www.Единыйурок.рф (раздел "Сообщество", категория "Компьютерное тестирование").

Надеемся, что данные тесты полезны для учителей (педагогов) и сотрудников администраций образовательных учреждений будут полезны и будут способствовать их профессиональному росту.

 

Реализация требований ФГОС на уроках

26 апреля состоялся очередной семинар "Системно-деятельностный подход  к обучению и воспитанию в условиях внедрения ФГОС".

При подготовке к мероприятию  учителям было предложено поделиться опытом наработок с помощью видеофрагментов,  иллюстрирующих различные приемы и методики современного урока.

448    449

450    451

Учитель математики О.Е. Архипова показала, как она организует  одну из форм  диагностирования изученного материала- само- и взаимопроверку домашнего задания.

452

С большим интересом учителя познакомились с приемом на уроке истории (молодой учитель  Ю.А. Сонина) –"двойной дневник", который  мотивирует  учащихся на  изучение нового материала.

Учителя начальных классов С.В. Кораблина, Н.В. Лебошина, М.М. Рубеко, О.С. Волгина продемонстрировали приемы  целеполагания: использование слов- помощников, опорных слов, деформированного текста, развивающего метода "кроссенс", "отсроченного опроса".

О.В. Артемова, учитель биологии и химии, предложила участникам семинара выполнить исследовательский проект "Химический состав клетки", в результате которого оформить выводы по наблюдаемым действиям.

Ю.В. Прокофьева показала, как на уроке обществознания организуется групповая работа с использованием местного материала: оперируя  статистическими данными, ученики высчитывали уровень безработицы в Тульской области и в Новомосковске. На основе полученных данных определяли вид безработицы и выявляли причины ее возникновения.

Учитель английского языка Е.А. Лозянова показала, как она работает над одним из самых трудных для учащихся видов деятельности  – говорением.

Участники семинара дали высокую оценку выступлениям коллег и изъявили желание продолжить обмен опытом и в будущем году.

Руководитель ШМО учителей русского языка

и литературы  Н.С. Венглинская

Методический семинар

22 февраля 2017 года состоялось второе занятие в рамках методического семинара "Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС» - "Целеполагание учителя при подготовке к уроку".  Учителя обучались грамотно формулировать цели, задачи современного урока, планировать его результаты и определять формы проверки знаний в соответствии с поставленными целями.

287    288

Педагогам были предложены практические задания по проблеме семинара. В заключение занятия состоялся обмен мнениями по результатам работы в группах. Учителя получили домашнее задание: подготовить видеофрагмент своего урока  в соответствии с требованиями ФГОС.

Руководитель ШМО

учителей русского языка и литературы Венглинская Н.С.

 

Каков он - выпускник современной школы? Каким должен быть современный учитель? Что такое современный урок?

242Каков он -  выпускник современной школы?  Какие личностные качества ему присущи? Какими умениями и навыками он должен обладать?

Ответы на эти вопросы содержатся в документе, над реализацией которого работают сегодня российские педагоги. Введение ФГОС - это вызов времени. К современным  ученикам с их менталитетом уже не применить старые, традиционные методы преподавания. Сегодня идет основательная перезагрузка содержания отечественного образования. И, чтобы соответствовать новым требованиям, педагоги обязаны постоянно совершенствовать систему преподавания. На смену традиционному обучению  приходит компетентностный.

243"Формирование метапредметных компетенций на современном уроке"- такова тема методического семинара, проведенного 1 февраля для педагогов Центра образования. В нынешнее время школа должна давать не только прочные знания, но и сформировать  у своих учеников целую систему надпредметных компетенций-универсальных учебных действий, которые помогут учащимся использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

244На семинаре отрабатывалась методика работы по привитию  умений и навыков, которые позволят учащемуся ориентироваться в информационных потоках, саморазвиваться, общаться с людьми, работать в команде. Кстати, педагоги работали в деятельностном режиме: разбившись на группы, под руководством модераторов искали ответы на поставленные вопросы. Ведь знания, закрепленные на практике, приобретают высокие качественные характеристики, именуемые ныне компетенциями.

Проведенный семинар - первый в системе запланированных мероприятий по практическому освоению педагогами методики преподавания ФГОС.

Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы Венглинская Н.С.

План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в МБОУ "Центр образования №9" с октября 2016 по 31 декабря 2019 года

 

Уважаемые коллеги!

По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 23 декабря 2015 г., Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.

В целях содействия реализации указанной задачи Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования были подготовлены рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей, направленные в региональные (межрегиональные) организации письмом от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08 .

В целях оказания помощи в реализации мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей, изложенных в указанных Рекомендациях, Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России совместно со специалистами Общероссийского Профсоюза образования подготовлены дополнительные разъяснения, направленные в адрес председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза письмом ЦС Профсоюза от 7 июля 2016 г. № 323).

В связи с вышеизложенным, направляем Вам оба документа для ознакомления и последующего размещения их на сайте Вашей образовательной организации. Также просим обсудить их с председателем первичной профсоюзной организации.

Председатель ГК Профсоюза

                                                            Ю.А. Конобеева

Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей

Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей

ФГОС – в надежных руках

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Что  для учителя сегодня современный урок?

265Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования  "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к  самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию".

Этой актуальной теме и был посвящён семинар педагогических работников, который состоялся 9 октября. В настоящее время продолжается работа учителей МБОУ «Центр образования № 9»  по реализации ФГОС в основной школе. Введение стандартов второго поколения – требование современной жизни. Это уже не раз обсуждалось во всевозможных инстанциях, на всех уровнях. Но до сих пор у многих участников образовательного процесса возникает много вопросов по данной проблеме.

Педагогам были предложены как теоретические аспекты представленных на рассмотрение проблем, так и их практическое воплощение в образовательном процессе. Семинар был направлен на получение педагогами информации о формировании универсальных учебных действий у детей.

Начало семинару положила Артёмова О.В., учитель биологии, которая рассказала, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

266

Учитель информатики и ИКТ Шкляр Т.Н. отметила, что важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.

Терещенко Г.В., учитель русского языка и литературы, рассказала о личностных УУД, которые, по ее мнению, позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Учитель математики Тараскина Л.А. заострила внимание педагогов на познавательных УУД, которые обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, и поделилась приемами и методиками для их развития.

О коммуникативных УУД рассказала Фильчукова Т.И., учитель русского языка и литературы, которая сделала акцент на том, что коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

После того, как учителя прослушали теоретический аспект формирования УУД, руководитель ШМО учителей гуманитарных дисциплин Лозянова Е.А. предложила коллегам применить свои знания на практике – определить группу УУД при составлении конспектов и технологических карт урока. Результаты данного этапа работы показали, что материал был усвоен хорошо для дальнейшего применения его в работе с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.

267Так же выступавшие поделились с коллегами собственными наработками по заданным темам, показали, как формируют универсальные учебные действия на уроках и вне их, как совместно с учениками работают над индивидуальными образовательными проектами. На семинаре были  использованы групповые формы работы с педагогами, представлены рекомендации по формированию УУД.

В заключение был проведен «круглый стол», на котором участники семинара поделились своими впечатлениями. Наше обсуждение получилось очень плодотворным и закончилось пожеланиями встречаться и обмениваться опытом чаще. А заместитель директора Борзых Т.Н. подвела итоги семинара, поблагодарив за проведенную работу и сказав, что уверена – «ФГОС – в надежных руках».

Педагогический коллектив МБОУ «Центр образования №9»  несколько лет работает над внедрением новых ФГОС и всегда готов поделиться своими наработками с коллегами, проводя семинары и конференции.

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет

Семинар директоров школ города

В 2014-2015 учебном году наша школа стала в очередной раз городским ресурсным центром по повышению квалификации педагогических работников.

Buklet01    Buklet002

19 ноября состоялся семинар директоров школ города.

Приказ МО РФ "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

 

Делимся своим педагогическим опытом с коллегами

DSC 0481    buklet 

22 января в рамках ресурсного центра в школе прошел семинар-практикум для учителей города и района по проблеме «Использование ИКТ-технологий и ЭОР в образовательном процессе»

Все участники семинара дали высокую оценку работе методических площадок: в школе созданы оптимальные условия для качественного обучения, подготовки к ЕГЭ и ГИА.

DSC 0472 DSC 0486

За большую подготовку и проведение на высоком научно-методическом уровне городского семинара-практикума объявляется благодарность следующим педагогам:

  • Борзых Т.Н.
  • Кочарян Н.Е.
  • Зинченко Е.В.
  • Шкляр Т.Н.
  • Щербининой Н.В.
  • Архиповой О.Е.
  • Суриковой Н.В.
  • Ященко Е.Ю.
  • Волгиной О.С.
  • Дядищевой Ю.В.
  • Шулковской Е.Д.

DSC 0510   

Семинар-практикум

В ноябре в нашей школе прошёл I семинар-практикум "Современные образовательные технологии в условиях перехода на ФГОС второго поколения" в рамках городского ресурсного центра.

sem 1    sem 2

26 заместителей директоров по УВР приняли участие в работе этого семинара. Они пополнили свой научно-методический багаж знаниями о современных педагогических технологиях, которые необходимо использовать при введении новых образовательных стандартов.

sem zam 1  sem zam 2

 

 Составление рабочих программ

Уважаемые коллеги! В сентябре я прошла курсы по составлению рабочих программ ОУ. Курсовую подготовку вела методист информационно – методического центра Захарова Ольга Юрьевна (каб. 11, конт. тел. 7–54 –49). Предлагаю вам материал, который поможет составить рабочую программу по предмету. Если возникнут проблемы по составлению рабочих программ, с удовольствием вам помогу, обращайтесь.

Принципы создания рабочей программы

Рабочая программа по предмету или курсу является частью образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому в начале работы по написанию рабочей программы вам необходимо ознакомиться с образовательной программой вашего учреждения.

Образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Согласно п. 6 статьи 9 и п. 1 статьи 7 Закона «Об образовании РФ» каждая основная общеобразовательная программа имеет обязательный минимум содержания, включающим в себя федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Итак, основная общеобразовательная программа начального общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, а основного и среднего общего образования обеспечивает реализацию стандарта 2004 года с учетом региональных особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя:

- учебный план

- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин

- другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

- перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

Первое, что вас должно интересовать в образовательной программе – учебный план.

В учебных планах закрепляется содержание образовательной программы с разбивкой по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения.

В учебном плане образовательного учреждения вы находите информацию о количестве часов, выделяемых для изучения вашего предмета.

Дальше вы обращаетесь к примерной программе по вашему предмету.

В письме Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 года № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» говорится, что

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Примерная программа – это общий контур, которого нужно придерживаться.

Примерные программы по учебным курсам являются основной базой для разработки авторских программ учебных курсов (предметов). Авторские программы составляются авторами учебников, и отличаются большей конкретностью, приближенностью к предмету, и являются основополагающими.

Поэтому вы находите авторскую программу, которая соответствует примерной программе, учебнику, уровню подготовки обучающихся, количеству часов в неделю по предмету.

Авторские программы могут не полностью совпадать с примерными программами: возможно незначительное расширение или сужение содержания материала в соответствии с Базисным учебным планом.

НО

Авторские программы не учитывают особенности (специфику) каждого образовательного учреждения: статус образовательного учреждения, цели, задачи, направления деятельности, контингент учащихся и т.д.

Специфику образовательного учреждения учитывают только рабочие программы учебных курсов (предметов).

Как только вы подобрали авторскую программу, то должны вспомнить, что рабочая программа в любом случае должна отражать обязательный минимум содержания образования по дисциплине.

Поэтому следующий этап вашей работы заключается в проверке: Выполняет ли авторская программа образовательный стандарт по предмету?

Т.к. в соответствии с п.8 ст.7 закона «Об образовании» основой объективной оценки уровня выпускников независимо от форм получения образования являются государственные образовательные стандарты, то образовательное учреждение обязано обеспечивать учащимся обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

При этом содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.

Следующий документ, который вам понадобится при написании рабочей программы, – Положение о рабочих программах в вашем ОУ.

С этим документом вы знакомитесь до того, как начнете непосредственную работу по написанию рабочей программы.

В нем содержится информация о структуре рабочей программы и требования к ее оформлению.

Теперь, когда вы знаете количество часов, отведенных на изучение предмета, выбрали авторскую программу или взяли за основу примерную, изучили структуру и требования к оформлению рабочей программы в вашем ОУ, начинаем писать рабочую программу.

Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая программа составляется на ступень образования.

Рабочая программа может включать в себя следующие структурные элементы:

  • титульный лист,
  • пояснительная записка,
  • тематический план,
  • содержание учебного предмета,
  • перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ,
  • требования к уровню подготовки учащихся,
  • критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний,
  • список литературы для обучающих и педагогов.

По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе может прикладываться календарно-тематическое планирование.

Итак, Титульный лист.

На титульном листе рабочей программы должна содержаться следующая информация:

а) Визы согласования, рассмотрения (не менее 2-х)

б) Гриф утверждения (директор)

более подробно мы об этом поговорим, когда будем рассматривать процедуру утверждения рабочей программы

в) наименование учреждения

г) название документа

д) название предмета

е) класс

ж) ФИО учителя

з) учебный год

и) город

(Необходимость размещения другой информации на титульном листе и его оформление можно посмотреть в Положении о рабочих программах)

Следующий раздел в рабочей программе – «Пояснительная записка».

Пояснительная записка отражает специфику и особенности ее реализации в данном образовательном учреждении, описанием учебно-методического обеспечения и оборудования.

Вначале обязательно пишем, что рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта по предмету…, примерной программы по предмету …, авторской программы …

Если есть учебник, но нет авторской программы, то рабочая программа составляется на основе примерной программы.

В пояснительной записке акцент должен быть сделан на обоснование целесообразности разработки рабочей программы, соответствие данной программы целевому ориентиру образовательного учреждения.

Кроме того должна быть отражена ресурсная база (материально-техническое обеспечение, дидактическое и др.)

В пояснительной записке должны быть:

- цели и задачи курса,

- обоснование предлагаемого содержания и объема курса,

- указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану,

- формы контроля (текущий, тематический и итоговый) и возможные варианты его проведения (контрольная работа, проект, тестирование, зачет).

Если вам из школьного компонента добавили количество учебных часов на изучение предмета, то в пояснительной записке обязательно нужно описать, изучение каких тем у вас при этом расширяется или какие темы вы включили в курс за счет этих часов.

Теперь вы составляете учебно-тематический план.

Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется, как правило, в виде таблицы.

Итак, приступаем к написанию содержания курса и календарно-тематического планирования.

Вы уже определили для себя: какой учебник будете использовать, примерную или авторскую программу вы берете за основу, количество часов на изучение каждой темы предмета…

Содержание курса и календарно-тематическое планирование можно составлять как отдельно, так и параллельно.

Вы берете, например, содержание предмета и календарно-тематическое планирование из авторской программы за основу.

Значит, берем стандарт и авторскую программу и сверяем содержание образования. Если вы обнаруживаете тему стандарта, которой нет в авторской программе, то вы вписываете ее в наиболее подходящий раздел и в содержании образования и календарно-тематическом планировании.

Как только вы убедились, что Федеральный стандарт общего образования (компонент или ФГОС второго поколения) вами при этом выполняется, просмотрите свою рабочую программу. Все ли темы и разделы вы можете осуществить именно в таком варианте?

Если вы обнаружили раздел или тему, которые не сможете осуществить из-за отсутствия материально-технического обеспечения или в силу каких-либо других причин. Корректируете или изменяйте эти темы.

Например, в курсе информатики как правило идет замена одного языка программирования на другой.

Изменили что-то в календарно-тематическом планировании и содержании образования. Что дальше?

  1. Корректируем количество часов, отведенных на изучение раздела в содержании образования, учебно-тематическом плане.
  2. Вернитесь к пояснительной записке. Опишите и обоснуйте изменения, которые вы сделали.

У вас есть содержание курса и календарно-тематическое планирование.

Теперь мы можем написать требования к уровню подготовки выпускников.

Этот элемент является обязательным для любой программы и включает в себя:

  1. Что должен знать и понимать учащийся в результате прохождения данной программы;
  2. Что должен воспроизводить;
  3. Что должен уметь. Помимо конкретных предметных умений также закладываются еще и требования к общеучебным умениям.
  4. Применение знаний в практической деятельности, а также связи с другими предметами.

Где взять информацию к написанию этого раздела?

  1. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта.
  2. Примерные программы по предмету.
  3. Авторские программы по предмету.

Итак, мы с вами постепенно продвигаемся к окончанию работы по составлению рабочей программы. Нам осталось составить список литературы.

Можно разделить список литературы на две подгруппы: УМК учителя и УМК ученика.

Элементы описания при этом должны производиться в алфавитном порядке авторов и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. (Правила описания есть на сайте МКОУДО «ИМЦ») на экране.

Если согласно Положению о рабочих программах вашего образовательного учреждения календарно-тематическое планирование не входит в состав рабочей программы, то…

Согласно рекомендации по оформлению и составлению календарно-тематического планирования учителя-предметника (приложение к письму комитета по образованию и науке администрации МО г. Новомосковск от 30.03.2009 г. № 628-ип/18-06-Н)

Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (минимума содержания образования).

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

  1. Определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
  2. Определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
  3. Формирование рациональной системы работы по вооружению учащихся системой знаний, умений и навыков по предмету.

Степень разработанности календарно-тематического плана является критерием профессионализма учителя.

Структура:

Титульный лист

  1. Название документа
  2. Название предмета
  3. Класс
  4. Годовое количество часов
  5. Количество часов в неделю
  6. Плановое количество контрольных, практических, лабораторных работ
  7. Учебный год
  8. ФИО учителя
  9. Наименование образовательного учреждения
  1. «Рассмотрен на заседании МО учителей _____, протокол № ___ от ____ 201_ года»
  2. Отметка о согласовании, отметка об утверждении.
  3. Вводная часть
  1. Тема
  2. Цель изучения учебного курса
  3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)
  4. Образовательные технологии
  5. Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

 .
 .

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса либо требования к уровню подготовки выпускников по данному курсу.

Данный раздел должен содержать перечисление основных умений и навыков, на формирование которых направлено изучение данного учебного курса либо требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному курсу. Содержание раздела не должно противоречить нормативным документам Федерального агентства по образованию.

Собственно тематическое планирование учебного предмета.

  • № урока,
  • дата проведения урока,
  • содержание (тема урока),
  • примечание.

Содержание:

  1. Общее название темы
  2. Количество часов, отведенных на изучение данной темы
  3. Название темы каждого урока или содержание учебного материала
  4. Контроль по завершении изучения данной темы
  5. Названия практических, лабораторных, творческих работ.

Уже нельзя говорить о рабочей программе только в рамках федерального компонента образовательного стандарта… Уже второй год (а для пилотных образовательных учреждений – третий) действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Поэтому я считаю необходимым рассказать об особенностях рабочей программы по ФГОС второго поколения.

В п.19.5 ФГОС НОО говорится о программах отдельных учебных предметов, курсов, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются  на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1)         пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)         общую характеристику учебного предмета, курса;

3)         описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)         описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5)         личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6)         содержание учебного предмета, курса;

7)         тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)         описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Теперь начинается процедура утверждения.

Процедура утверждения описана в письме департамента образования Тульской области от 13.11.2003 года.

В соответствии со ст. 14 и 32 закона «Об образовании» разработка и утверждение:

- образовательных программ

- компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования

- рабочих программ учебных курсов, дисциплин

относятся к компетенции образовательного учреждения.

Процедура утверждения:

1. Рассматривается на заседании  школьного  методического объединения учителей-предметников. (На титульном листе рабочей программы делается надпись: «Рассмотрено на заседании школьного методического объединения», № протокола, дата рассмотрения, подпись руководителя ШМО».)

К программе также прикладывается рецензия (внутренняя), подписываемая руководителем ШМО и членами экспертной группы.

  1. Анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (УВР) на предмет соответствия представленной программы количеству часов в учебном плане ОУ.(На титульном листе рабочей программы делается надпись:«СОГЛАСОВАНО»  дата, подпись зам. директора по УВР)
  2. Принимается на научно-методическом совете ОУ или на педагогическом совете. Отмечается в протоколе.
  3. Утверждается директором ОУ.

На титульном листе рабочей программы в правом верхнем углу делается надпись:

«УТВЕРЖДАЮ», дата, подпись, печать ОУ

  • o Издается приказ директора образовательного учреждения об утверждении рабочих программ по учебным дисциплинам.
  • o Все указанные выше процедуры утверждения рабочих  программ должны быть проведены до начала учебного года (до 1-го сентября)

Итак, подведем итог.

Я вам рассказала о принципах создания рабочих программ.

Во-первых, вы смотрите в образовательной программе вашего ОУ  учебный план.

Во-вторых, используете примерную программу или подбираете авторскую программу.

В-третьих, отслеживаете выполнение стандарта. Контролируете выполнение минимума содержания образования в содержании курса и календарно-тематическом планировании.

В-четвертых, используя Положение о рабочей программе в вашем ОУ, начинаете создавать рабочую программу по предмету.

В-пятых, описываете все изменения в содержании курса, специфику, особенности реализации курса в пояснительной записке.

В-шестых, составляете учебно-тематический план, содержание образования, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, список литературы.

В-седьмых, утверждаете рабочую программу в ОУ.

Практикум

Аудит рабочей программы

Материалы:

  1. Авторская программа;
  2. Рабочая программа;
  3. Образовательный стандарт с Федеральным базисным учебным планом;
  4. Чистый лист А4.

Теперь мы переходим к практикуму «Аудит рабочей программы».

Вы должны разделиться на 10 групп. Каждой группе я раздаю: авторскую программу, рабочую программу по информатике (извините, у вас предметы разные), образовательный стандарт и федеральный базисный учебный план (прикреплен к стандарту).

В течение получаса вы просматриваете рабочую программу. Все ошибки, которые вы находите, фиксируете на листе.

30 минут

Теперь я прошу от каждой группы назвать по одной ошибке, которые вы нашли, и страницу, где она находится. Повторяться нельзя.

30 минут

Озвучивание и обсуждение ошибок.

Итог

Теперь вы знаете не только требования к созданию рабочей программы, но и типичные ошибки, которые  допускаются при ее разработке.

Диагностические анкеты

Вопросник

Я приглашаю вас пройти к методистам, курирующим ваши направления, чтобы услышать информацию, которая касается специфики создания рабочих программ вашего предмета.

Нормативные документы

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования
  5. Письмо департамента образования Тульской области от 13.11.2003 года
  6. Письмо комитета по образованию и науке МО г. Новомосковск от 30.03.2009 г. № 628-ип/18-06-Н

Архипова О.Е.,

руководитель ШМОучителей естественно-научных дисциплин

© 2018. Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9".