ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9"

Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9"

МЕНЮ

Счетчик посещений

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

75ddd

5

Вузы

баннер пожарка

goog

Есть понятия, которые святы для каждого человека. Это Родина, семья, память, история. Изменение отношения к любому из них - это путь к потере своей национальной и личной индивидуальности, культуры, традиций. Особенно актуальна эта проблема в последнее время, когда делаются многочисленные попытки переписать историю, подвергнуть сомнению итоги Второй мировой войны, пересмотреть вклад нашей страны в Великую Победу. Бесспорно, эти попытки преступны, потому что открывают путь для возрождения нацизма. И поэтому мы обязаны защитить правду о событиях, отстоять подвиг, достоинство, доброе имя живых и павших. Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне. И поэтому этот проект - дань памяти нашим землякам -  участникам Великой Отечественной войны.

104Большой вклад в победу советского народа над фашистской Германией внесли военно-воздушные силы, основу которых составляла фронтовая авиация. Вместе с другими родами войск она наносила сокрушительные удары по живой силе и технике противника. В ожесточенных воздушных боях и сражениях наши летчики громили хваленую немецко-фашистскую авиацию. С самого начала военных действий на всем советско-германском фронте развернулась борьба за господство в воздухе.

105«Молодежь – на самолеты!» Такой клич был брошен в начале 30-х годов в связи с тем, что в нашей стране бурно развивалась авиационная промышленность. И случилось так, что выпуск самолетов разных типов опережал подготовку «летающих кадров».

Восполнить этот пробел и было поручено Осоавиахиму - Обществу содействия обороне, авиации и химическому строительству. 11 декабря 1932 года в Индустриальном районе Сталиногорска была открыта школа планеристов по подготовке летчиков и парашютистов. На конкурсной основе набирали курсантов, ведь в них виделись будущие летчики-истребители. Не просто здоровье требовалось, но и прочная нервная система, бесстрашие, отменный «вестибулярный аппарат» и стопроцентное зрение. Началось  теоретическое обучение. Дисциплины были сложные. Одновременно изучали наставление по производству полета, топографию, включая воздушно-наземное ориентирование. В лётную подготовку курсантов  входило «воздушное крещение» — полёт с инструктором, полёты по кругу, полёты в зоне, а затем самостоятельные полеты. Самый первый такой полёт считался «рождением лётчика».

106

Первый набор аэроклуба состоял всего из 21 выпускника планёрной школы, потому что на тот момент аэроклуб располагал всего двумя самолётами У-2,  тремя планерами и четырьмя инструкторами. Вдекабре 1936 года  школа планеристов была преобразована в аэроклуб, который стал называться «Сталиногорский аэроклуб ОСОАВИАХИМа имени Героя Советского Союза М. Бабушкина» в честь героя-челюскинца, побывавшего в своё время в нашем городе.

Аэроклуб развивался стремительно. К 1939 году в аэроклубе было около 40 самолетов У-2. Ежегодно выпускалось до ста лётчиков. Весной 1941 года все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский, влились в состав 3-й военной школы первоначального обучения летчиков, которая базировалась в Сталиногорске.

107Началась Великая Отечественная война. Программа занятий была уплотнена, учебные часы продлены, школу перевели на режим военного положения. С этого момента курсантов набирали по направлению военкоматов с полным отрывом от производства. Это уже была военная школа.

За годы своего существования (1934-1945) Сталиногорский аэроклуб подготовил сотни лётчиков и парашютистов,   которые прославили Родину в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Шестнадцать  из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

 

108109Николай Иванович Арчаков родился 27 августа 1913 года в селе Телятники Пронского района Рязанской области в семье крестьянина. Нелёгким был его путь в небо. Совсем мальчишкой начал он трудовую жизнь. Затем были учёба в вечерней школе, работа на торфоразработках, на строительстве завода,   в торговой сети, а с 1935 года он занимался в  аэроклубе. Здесь навсегда полюбил он величавую, глубокую и таинственную синь неба.

Воевать он начал рядовым пехоты. На подступах к Москве принял боевое крещение. Но мечта о небе не оставляла. Парень мечтал о боевой машине, о мощных штурмовках. И вот после краткосрочной переподготовки Николай попал в «семью» штурмовиков. Начав с рядового бойца, он вырос до командира штурмовой эскадрильи. За год его командования эскадрилья произвела свыше 1000 боевых вылетов. Принимая участие в освобождении Прибалтики и в боях за Восточную Пруссию, капитан  Арчаков совершил 162 боевых вылета,уничтожил и повредил 138 орудий, 55 автомобилей, 6 танков, 3 самолёта, 35 миномётов, 25 дзотов, много живой силы противника. За мужество и воинскую доблестьему было присвоено звание Героя Советского Союза. Также он награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (трижды), медалями. Скончался Николай Иванович7 ноября 1961 года, похоронен в Санкт-Петербурге.

110111Василий Сергеевич Батяев родился 11 февраля 1920 года в селе Тенёво Вадинского района Пензенской области в семье крестьянина. По окончании 8 классов  работал электромонтёром на химическом комбинате в городе Сталиногорск. Лётному делу обучался в сталиногорском аэроклубе под руководством Бориса Карасёва. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант Василий  Батяев в действующей армии. Свою боевую деятельность он начал в составе 88-го истребительного авиационного полка. К началу июля 1941 года на боевом счету лётчиков этого полка числилось уже около двух десятков сбитых самолётов противника. Василий Сергеевич сражался на Южном и 1-м Белорусском фронтах. Был трижды ранен.

К марту 1945 года командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка  гвардии капитан  Батяев совершил 639 боевых вылетов, провёл 234 воздушных боя, лично сбил 19 и в составе группы 7 самолётов противника. Его эскадрилья сражалась в небе под Сталинградом, Орлом, Харьковом, на Северном Кавказе, в Бобруйской, Холмско-Люблинской и Берлинской операциях.

Через год после Великой Победы за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройствоУказом Президиума Верховного Совета СССР капитан Василий Батяев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

112Сергей Тимофеевич Вагин родился 6 октября 1923 года в селе Красное Плавского района Тульской области в семье крестьянина.  В сентябре 1939 года поступил в Сталиногорский химический техникум. В канун войны, после первоначальной летной подготовки в сталиногорском аэроклубе, Сергей был направлен в Таганрогскую военную школу летчиков.Когда фронт приблизился к Таганрогу, пришлось эвакуироваться в глубокий тыл. Лишь в октябре 1943 года Вагин закончил школу летчиков и был направлен на Второй Прибалтийский фронт.К апрелю 1945 года гвардии младший лейтенант Сергей Вагин произвёл 101 боевой вылет на разведку, бомбардировку и штурмовку живой силы и военных объектов противника. Был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза. В его наградном листе подсчитано, что лётчик 5 раз водил группы по четыре самолёта на боевые задания, 20 раз летал заместителем ведущего групп, 40 раз вылетал на разведку расположения войск и техники противника, представлял ценные сведения командованию, участвовал в 17-ти воздушных боях с истребителями противника, в которых сбил несколько самолётов. По мнению командира полка гвардии подполковника Волкова,  Вагин «с первых же дней проявил себя мужественным лётчиком, кипучий, энергичный, инициативный воин, смело и охотно идёт на выполнение любого боевого задания».Обогащенный боевым опытом, став квалифицированным мастером бомбоштурмовых ударов, Сергей Вагин участвовал в Бобруйской операции. Здесь он совершил 10 вылетов, проявив храбрость, мужество и отвагу. Свой боевой путь гвардеец Вагин завершил в небе Берлина.

После войны Сергей Тимофеевич продолжал службу в строевых частях ВВС.  В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1955 — Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. С 1961 полковник  Вагин — в запасе. С 1963 года жил в городе Оренбург. До 1968 года работал заместителем директора по кадрам Оренбургского горплодовощторга. Затем до выхода на пенсию в 1987 году был военным руководителем в школах города. Сергей Тимофеевич скончался  23 июля 2015 года.

113Через 53 года после Победы Звезда Героя была вручена нашему земляку, лётчику-истребителю, полковнику Борису Ивановичу Карасёву.

Он родился в деревни Рига-Васильевка в крестьянской семье, где было 11 детей. Борис в 15 лет пошёл работать на ЗИЛ, начал учиться на электромонтёра в ФЗУ. Затем стал работать электромонтёром на ГРЭС и одновременно занимался в аэроклубе, изучал теорию и практику лётного дела.

В 17 лет будущий ас поднял в воздух свой первый самолёт У-2, а в 20 лет Борис Карасёв поступил в Качинскую Краснознамённую военно-авиационную школу лётчиков. После лётной школы он начал службу в 88-ом истребительно-авиационном полку под Винницей, где и встретил войну командиров звена истребителей И-16.

Трижды на него приходила с фронта похоронка, но судьба берегла героя. Были в его биографии Львовско-Сандомирская операция, бои под Краковым, Бригом, Котбусом, Дрезденом, штурм Берлина, уничтожение последней группировки немцев в Карпатах.  И были награды - 7 орденов и 23 медали.   «На очереди, - писал В. Большаков в статье «Похороненный трижды заживо». - По заслугам должна быть «Золотая Звезда», которую вручали тогда лётчикам-истребителям, имеющим не менее 100 часов боевого полёта. У Бориса их было уже 500! Да плюс 13 сбитых самолётов в личном бою. А награды он тогда так и не был удостоен».

После войны Борис Иванович Карасёв учил молодых лётчиков нелёгкому ремеслу. За свою лётную жизнь он освоил более 15 типов самолётов. В послевоенные годы он работал в Москве, в Генеральном штабе ПВО. Выйдя в отставку, стал работать в аэропорту «Шереметьево», обеспечивая управление движением самолётов и безопасность их полётов. На одном посту он пробыл 32 года. Частенько в эти годы Борис Иванович проводил свой отпуск в родной Риге-Васильевке.

В 1997 году после обращения группы однополчан Карасёва к президенту Российской  Федерации заслуженная награда нашла героя. Указом от 22 сентября 1997 года Президент РФ за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками  в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоил звание Героя Российской Федерации полковнику в отставке Карасёву Борису Ивановичу. Скончался Борис Иванович 29 августа 2011 года.

114Александр Алексеевич Карпов родился 25 сентября 1920 года в селе Кремлево. Окончил семь классов и школу ФЗУ. Работал техником-прибористом на Сталиногорском химкомбинате, занимался в аэроклубе.В 1941 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов.В 1942 году лётчик принял участие в боях на подступах к Сталинграду, совершил более 40 боевых вылетов. 22 июля 1943 года принял участие в налётах на аэродром Кутейниково, на котором было уничтожено 50 самолётов противника. Позднее Александр Алексеевич сражался на реке Молочной, освобождал Мелитополь, сражался на Никопольском плацдарме. В конце 1943 года был назначен на должность командира эскадрильи. В 1944 году участвовал в освобождении Крыма. Старший лейтенант  Карпов к апрелю 1944 года совершил 114 боевых вылетов на разведку и штурмовку оборонительных рубежей, скоплений войск противника. Уничтожил и повредил 32 танка, около 90 автомашин с войсками и грузом, 5 самолётов, подавил огонь 19 батарей полевой и зенитной артиллерии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года «за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками», старшему лейтенанту А.А. Карпову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Был награждён и множеством другим наград, среди которых три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орден Красной Звезды.

С осени 1944 года Александр Алексеевич  сражался в Прибалтике. После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1965 году ему присуждена ученая степень кандидата исторических наук. Работал доцентом кафедры тактики ВВС и общевойсковых дисциплин Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. С 1981 года генерал-майор авиации  Карпов в запасе. Жил в Киеве. Александр Алексеевич  скончался 1 декабря 1993 года,похоронен в Киеве на городском кладбище «Берковцы».

115Николай Гаврилович Кудрявцев  родился в 1922 году в деревне Верхний Изрог Каменского района Тульской области в семье крестьянина. Окончив семилетнюю школу, поступил в Сталиногорский химический техникум, после окончания которого был направлен в Таганрогское военно-авиационное училище.

В Великой Отечественной войне участвовал с февраля 1944 года. Летчик-штурмовик Николай Кудрявцев в  ожесточенных боях по ликвидации Корсунь-Шевченковского котла получил свое боевое крещение.

С каждым боем росло не только мастерство штурмовика, но и его местьк немецко-фашистским захватчикам. Пытливость, постоянное стремление обогатить свои знания, неустанные поиски новых приемов борьбы с противником, расчет и хитрость, смелость и быстрота реакции на меняющуюся обстановку — вот что сразу же выделило лейтенанта Кудрявцева.Умелого летчика назначили командиром звена. Он водил на штурмовку группы в четыре, шесть, восемь самолетов и всегда добивался успеха.Бои, бои, бои… Нелегко давалась победа над ненавистным врагом. 170 раз вылетал лейтенант Кудрявцев на вражеские объекты, 35 танков, около 120 автомашин с грузом и личным составом, 33 зенитных и полевых орудия, 5 самолетов и большое число другой боевой техники ликвидировал мастер штурмовых ударов.

18 августа 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Николай Григорьевич продолжал служить в рядах Советской Армии. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил среднюю школу, в 1953 году — Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов ВВС. В 1960 году в звании майора ушёл в запас, но с авиацией не расстался. Николай Григорьевич жил и работал в городе Луцк Волынской области и ещё долго работал на одном из авиационных ремонтных заводов. Скончался 22 декабря 1991 года.

116Николай Алексеевич Луньков родился 1 января 1922 года в деревне Пряхино Венёвского района Тульской области в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу, работал электрослесарем на шахте № 12 Подмосковного угольного бассейна в городе Донской, затем в городе Сталиногорск. Окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

В действующей армии младший лейтенант Луньков c февраля 1944 года. За короткий период времени в боевых условиях овладел техникой пилотирования самолета Ил-2. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах. В составе 4-й воздушной армии участвовал в Белорусской стратегической операции «Багратион» – Могилёвской, Минской и Белостокской наступательных операциях; Млавско-Эльбингской наступательной операции – составной части Восточно-Прусской стратегической операции; Восточно-Померанской наступательной операции; Берлинской стратегической наступательной операции.

К апрелю 1945 года Николай Алексеевичсовершил 130 боевых вылетов на штурмовку переднего края, узлов сопротивления, артиллерийских и минометных батарей, железнодорожных станций, переправ, аэродромов, скоплений автоколонн и живой силы противника. Уничтожил 16 танков, 85 автомашин с военным грузом, 18 полевых орудий разного калибра, 10 зенитных орудий, 12 минометов, 1 паровоз, 45 железнодорожных вагонов, 2 склада с боеприпасами, 3 тягача, разрушил 1 переправу, уничтожил до 350 вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику,  Николаю Алексеевичу было присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».После окончания войны Луньков продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1948 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1959 года был  начальником лётной части областного аэроклуба ДОСААФ в городе Ворошиловград (ныне Луганск), Украина. Скончался 21 сентября 1979 года. Похоронен в городе Тула.

117Иван Александрович Мальцев родился 25 февраля 1918 года в селе Новокрасивое Ефремовского района в семье крестьянина. В 1939 году направлен на учебу в Краснодарское военно-авиационное училище. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1943 года.

26 октября 1944 года заместителю командира авиаэскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старшему лейтенанту  Мальцеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В наградном листе, подписанном командиром полка гвардии подполковником Х. Я. Хашпером, указано: «…За отличное выполнение боевых заданий и проявленное при этом мужество и героизм, за совершенные 96 успешных боевых вылетов и уничтоженные при этом 16 танков, 53 автомашины, 7 железнодорожных эшелонов, 3 паровоза, 75 вагонов… за умелое воспитание летчиков и хорошую штурмовую подготовку…».

Своими боевыми успехами И. А. Мальцев заслужил большой авторитет и уважение всего летного состава полка. Вскоре он стал командиром эскадрильи. После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 окончил Военно-воздушную академию. С 1960 — в запасе. Полковник в отставке Мальцев жил в Ленинграде. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Скончался Иван Александрович в Санкт-Петербурге 14 января 1987 года.

118Мирошниченко Николай Прокофьевич родился 20 октября 1920 года в селе Петровское (город Светлоград) Ставропольского края. Жил в Киргизии, окончил Фрунзенский коммунально-строительный техникум, летному делу обучался в Сталиногорском аэроклубе. Окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Был командиром эскадрильи.К марту 1945 года совершил 160 боевых вылетов. Мастер воздушной разведки, он владел искусством вождения крупных авиагрупп в сложных метеоусловиях. 9 июня 1943 года в группе из девяти самолетов «Пе-2» при бомбардировке авиадрома Сиверская Николай Прокофьевич уничтожил склады с горючим и снарядами, 15 самолетов противника.

4 апреля 1944 года в группе провел бомбардировку железнодорожных эшелонов на станции Тарту, совершил 19 точных попаданий по вражеским объектам. Будучи раненым, довел самолет до своего аэродрома.
Погиб в воздушном бою 8 апреля 1945 года под Кенигсбергом. Похоронен в поселке Пушкино Нестеровского района Калининградской области.

В июне 1945 года за мужество, отвагу и героизм гвардии старшему лейтенанту Мирошниченко Николаю Прокофьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, рядом других орденов. В Светлограде установлен бюст Героя.

119Полукаров Николай Тихонович родился 25 сентября 1921 года в деревне Бобровка Венёвского района Тульской области в семье крестьянина. Уехал в Сталиногорск, где окончил химический техникум и аэроклуб. В 1941 году окончил Таганрогскую военно-авиационную школу пилотов.Участник Великой Отечественной войны с июля 1943 года: воевал на Воронежском, Степном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах.

К январю 1945 года командир звена Ил-2 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии гвардии лейтенант Полукаров совершил 92 боевых вылетов на штурмовку объектов противника в тылу и на переднем крае. Провёл 14 воздушных боёв, сбив 3 самолёта противника. Всего же за войну на счету командира звена лейтенанта  Полукарова 118 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии лейтенанту Николаю Тихоновичу  Полукарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания Великой Отечественной войны Николай Тихонович  продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно­-Воздушную академию, летал на реактивных машинах. С 1958 года полковник Николай Тихонович Полукаров — в запасе. Жил в Туле и работал преподавателем в политехническом институте на кафедре гражданской обороны. Автор свыше 20 научных и учебно-методических работ. Скончался 22 мая 1996 года.

120Полуянов Григорий Павлович родился 14 октября 1922 года в селе Нижние Деревеньки Курской области в рабочей семье. До призыва в армию жил и работал в Сталиногорске.

С июня 1942 годаГригорий Павлович служил в 10-м отдельном учебно-тренировочном полку. Воевал на штурмовике Ил-2. Участвовал в Крымской, Белорусской,Каунасской, Гумбиннен-Гольдапской, Вильнюсской, Мемельской стратегических операциях.

Всего к марту 1945 года он совершил 105 боевых вылетов, из которых 47 вылетов совершил в качестве ведущего. В ходе штурмовых и бомбовых ударов им было уничтожено 11 танков, 4 САУ, до 70 автомашин с грузами, 3 бронетранспортёра, 1 склад с боеприпасами и 3 склада с горючим, 2 паровоза и 6 вагонов и до двух рот пехоты противника.

11 марта 1945 года Григорий Павлович был представлен к званию Героя Советского Союза, однако 18 марта 1945 года во время 110-го боевого вылета при налёте на аэродром Хайлигенбайль Полуянов был тяжело ранен осколком зенитного снаряда, а его самолёт повреждён. С трудом он посадил машину на вражеской территории  и потерял сознание. Воздушный стрелок гвардии младший сержант Б.П. Вайсброт вытащил его из горящего самолёта, однако оба были пленены немцами. На допросе гвардии старший лейтенант Григорий  Полуянов отказался отвечать на вопросы немецкого офицера и был расстрелян.

Б.П. Вайсброт выжил и в скором времени бежал из плена. Благодаря ему стали известны обстоятельства гибели Полуянова. Позднее тело Григория Павловича было найдено однополчанами. Первоначально его похоронили в Растенбурге. 9 мая 1965 года его останки были перезахоронены в братской могиле в Гижицко. Звание Героя Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Полуянову Григорию Павловичу было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР 19 апреля 1945 года. Имя Героя Советского Союза Г.П. Полуянова увековечено на Мемориале павшим в Великой Отечественной войне в Новомосковске.

121Николай Михайлович Трегубов родился 6 декабря 1919 года в городе Узловая Тульской области. Окончил 10 классов средней школы, работал учеником токаря в локомотивном депо. Окончил аэроклуб в Сталиногорске. В 1940 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года младший лейтенант Трегубов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 88-го истребительного авиаполка, летал на И-16. С декабря 1941 года и до завершения боевых действий - в составе 721-го Истребительного Авиационного полка.

Войну Николай Михайлович закончилв звании майора. Всего выполнил 463 боевых вылета, провёл 61 воздушный бой, сбил 14 самолетов противника лично и 2 - в группе с другими лётчиками. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны продолжал службу в ВВС. 19 июня 1950 года майор Трегубов погиб в авиационной катастрофе в местечке Рось Гродненской области, выполняя инструкторское лётное задание.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года Николаю Трегубову присвоено звание Героя Советского Союза.

122Трещёв Константин Михайлович родился в деревне Трещёво Тульской области в семье крестьянина. Окончил 9 классов, Сталиногорский аэроклуб. В 1940 году - Качинскую военную авиационную школу пилотов.

За время войны — 550 боевых вылетов. Он водил самолеты в небе пяти фронтов — Западного, Центрального, Ленинградского, Сталинградского, Юго-Западного. И всюду оставался неуязвимым для противника, а врагу наносил удар за ударом. 26 сбитых вражеских самолетов (16 истребителей и 10 бомбардировщиков)— вот показатель боевых дел Константина Трещева. Сам был сбит несколько раз:  дважды приходилось выпрыгивать с парашютом, ещё 3 раза приземлял свой поврежденный самолет в расположении своих войск. 1 мая 1945 года он участвовал в пролёте группы истребителей над Берлином, когда на Рейхстаг были сброшены 2 красных полотнища с надписью «Победа».Он освоил все типы советских истребителей на тот момент времени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года «за мужество и героизм, проявленные на фронте борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» капитану Трещёву Константину Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Константин Михайлович продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно-Воздушную академию. В 1954 году участвовал в испытаниях атомной бомбы на Тоцком полигоне, в рамках которых на МиГ-17сопровождал бомбардировщик, а затем выполнил облёт эпицентра взрыва.Летал до 1960 года. С 1983 года генерал-майор авиации Трещёв в отставке. Жил в Москве, вёл научно практическую работу в Институте ВВС.

Константин Михайлович  скончался 30 сентября 2015 года и был похоронен на кладбище «Ракитки» в Подмосковье.

12314 летчиков 237 штурмового авиационного полка, сформированного в августе 1941 года, стали Героями Советского Союза в годы Великой Отечественной. Среди них был и наш земляк Василий Константинович Фалин. Он родился 25 апреля 1919 года в деревне Малое Колодезное в крестьянской семье. Окончив 9 классов и школу ФЗУ, работал помощником машиниста на химкомбинате. А вечером, после работы, бежал в Сталиногорский аэроклуб. В 1940 году Василий Фалин был призван в армию, в 1942 году учился в Чкаловской военной авиашколе пилотов.

Василий Константинович - участник прорыва вражеской обороны на реке Великая, освобождения городов Остров, Псков, Тарту, Валга, Рига. За время войны онсовершил 132 боевых вылета, в результате которых уничтожено 84 автомашины с пехотой и военными грузами, 10 танков, 6 артиллерийских батарей, 5 минометов, 3 паровоза и 29 вагонов с военными грузами, 3 цистерны с горючим, 2 речные переправы, 2 бомбардировщика на аэродроме противника, 5 складов боеприпасов и 3 склада горючего. Уничтожено и рассеяно более батальона вражеских солдат и офицеров.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года подполковнику Фалину присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме высокого звания Героя Советского Союза, наш земляк имел и другие награды: 2 ордена Ленина,2 ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, орден Александра Невского, медали. Умер Василий Константинович  6 июля 1958 года при исполнении служебных обязанностей, похоронен в Новомосковске.

124Иван Павлович Чечулин родился в 1918 году в деревне Чечулино Алапаевского района Свердловской области. Закончил фабрично-заводскую симилетку. В 1933 году  Иван поступает в химический техникум при Полевском криолитовом заводе. Через два года техникум перевели в город Сталиногорск, где Чечулин окончил техникум и Сталиногорский аэроклуб.

В Красную Армию Иван Павлович был призван в  октябре 1939 года из Кемерово. Участник героической обороны Москвы, имеет медаль "За оборону Москвы". В 1943 году окончил Саратовскоебронетанковое училище. Служил техником-лейтенантом, командиром взвода легких бронемашин в 3-м гвардейском Сталинградском механизированном корпусе, в отдельной  разведывательной роте 9-й гвардейской механизированной бригады. Награжден орденом Отечественной Войны I степени.

28 июля 1944 года в составе разведгруппы вел разведку по маршруту Шауляй - Елгава (Латвия). Вместе с саперами под огнем противника разминировал мост через реку, чем обеспечил стремительное продвижение частей. Продолжая разведку, ворвался на окраину города Йонишкис, навел панику, рассеял батальон гитлеровцев, захватил 3 тягача, пушку и 5 мотоциклов. Преследуя отступающего противника, настиг колонну машин с пехотой, огнем из пулемета уничтожил 17 машин и до 60 гитлеровцев. На станции Элея обнаружил бронепоезд, который был уничтожен.

Погиб 2 февраля 1945 года при ликвидации Курляндской группировки. Похоронен в Латвии (Вайнёде), на воинском кладбище. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, гвардии техник-лейтенанту Ивану Павловичу Чечулину присвоено звание Героя Советского Союза.

Такие с детства Чкалова любили.

Потом учились у него летать.

Дела их, словно сказочные были,

Россия будет долго вспоминать.

125Эти строки новомосковского поэта Степана Позднякова посвящены Дмитрию Михайловичу Шарову - нашему земляку, летчику, Герою Советского Союза. Он родился 7 ноября 1918 года в селе Сомово Одоевского района Тульской области. После окончания 7-летки вместе с родителями приехал в наш город. Здесь окончил химико-технологический техникум.

Вот как писал о нем в статье «Юность героя» директор техникума Григорий Дмитриевич Трещев: «Его широкая натура и редкая энергия проявлялись во всем; сперва в кружке в техникуме, а потом в аэроклубе он изучил не только авиационную технику, но и летное дело. Любил возиться с мотором, увлекался дневными и ночными прыжками с парашютом, часто над лесом и техникумом виражировал на своем У-2. Среди товарищей- участников авиакружка - отличался организованностью, строгим отношением к своим обязанностям».

В 1939 году Дмитрий окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Был участником финской кампании, за которую получил орден «Красного Знамени». С первых дней войны Дмитрий Михайлович  на фронте. Осенью 1941 года, во время одного из воздушных боев, самолет  летчика-истребителя Шарова был подбит. Он был вынужден покинуть горящую машину и во время прыжка с парашютом получил пулеметное ранение колена. Кое-как приземлившись, Шаров «двое суток пробирался на восток. С воспаленной раной перешел линию фронта. Дальше госпиталь. Операция. Курорт и отпуск. Свидание с матерью в Сталиногорске».

А в 1942 году, после лечения, Дмитрий Михайлович снова на фронте, в авиационной части Краснознаменной Балтики. Он участвовал в прорыве ленинградской блокады, в освобождении Випури, Риги, топил в Балтийском море фашистские транспортные и военные суда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР «…за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство»  Дмитрию Михайловичу Шарову было присвоено звание Героя Советского Союза. Счастливый Дмитрий писал матери в Сталиногорск: «Дорогая мама, меня можешь поздравить с высшей правительственной наградой. Указом Президиума Верховного Совета СССР… мне присвоено звание Героя Советского Союза... Так что, дорогая мама, моя скромная боевая работа высоко оценена нашей страной. Ну, пока. Будьте здоровы и счастливы. С сердечным приветом к Вам Ваш сын  Митя. Крепко, крепко целую много раз. Пиши, мама, жду. 29 ноября 1944 год».                                      

 Дмитрий Михайлович после войны окончил Военно-морскую академию. Успешно работал, но, к сожалению, 15 апреля 1952 года он погиб в авиационной катастрофе. В Новомосковске в память о герое-земляке на здании химико-технологического техникума, где он учился, установлена мемориальная доска. Его имя носит одна из тихих и зеленых улиц нашего города.   

Герои неба!  Вы сражались

В боях воздушных до конца.

Расправив крылья птиц железных,

Взмывали ввысь под небеса.

Своей отвагой, силой воли

Врагов сумели победить,

Чтобы сегодня наши дети

Могли спокойно, мирно жить.

Эти строчки о тех, кто в годы Великой Отечественной воевал в небе – о лётчиках, внёсших свой личный вклад в общую копилку Победы. Везде было нелегко в те годы: война шла на суше, море и в небе. И везде нужны были мужество, решимость, мастерство, самоотверженность. Все эти качества проявили тысячи советских лётчиков-истребителей! В годы войны заслонили собой небо Родины, став легендарными советскими асами, выпускники Сталиногорского аэроклуба, которые навеки вписали свои имена в героическую летопись 1941-1945 годов, закончившуюся Победой!

 

© 2020. Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9".